Основные правила оптимального освещения

GN1405: Эргономика

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально; свет — возбудитель органа зрения, первичногo чувствительного канала для получения этой информации. Освещение не только необходимо для выполнения процессов жизнедеятельности, но оно также имеет значительное влияние на психическое состояние и физическое здоровье вообще (рис. 5). Свет оказывает на организм человека тонизирующий эффект, улучшает теплообмен, влияет на иммунобиологические процессы.

Рис. 5 Основные условия оптимального освещения помещений и рабочих мест

«Двойная» природа света в современной среде обитания — мы делим освещение на естественное и искусственное — изначально требует соблюдения ряда правил при формировании нашего окружения:

1) благоприятные условия для пребывания в помещении и для трудовых процессов создаются при естественном освещении, обеспечивающем связь с внешним пространством;

2) наиболее приемлем вариант, учитывающий смену времени суток. Он возникает при совмещенном освещении, включающем компонент естественного света при сохранении визуальной связи с внешним миром;

З) сокращение времени пребывания в помещении при искусственном «дневном» освещение, т.к. оно при длительном воздействии вызывает: большую напряженность в работе; ухудшение координации; ухудшение психомоторики; замедленную, вялую реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; снижение активности вегетативной нервной системы.

При естественном освещении производительность труда на 10% выше, чем при искусственном, однако сила естественного освещения непостоянна, т.к. зависит от времени года, суток, ориентации, высоты соседних зданий, чистоты стекол и т.д.

При использовании искусственного освещения монотонность приводит к повышенной психоэмоциональной чувствительности, ощущению тоски, тревоги, сокращению производительности труда. Так, в торговых учреждениях, размещенных в подземных зонах, обслуживающему персоналу рекомендуется проводить там не более 4 часов подряд.

Статичный характер освещения быстрее приводит к утомляемости.

Динамическое освещение — изменение освещенности — необходимо для нормального протекания процессов жизнедеятельности человека. Физиологические процессы протекают ритмично, в т.н. «околосуточном» режиме. Освещение помещений оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения.

В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями:

  • световой поток, измеряемый в люменах (лм);
  • освещенность — мера количества света, падающего на поверхность от окружающей среды и локальных источников, измеряется в люксах, один люкс (лк) равен %%1 лм/м^2%% освещаемой поверхности;
  • яркость — фотометрическая величина, соответствующая психологическому ощущению светимости, определяется освещенностью, умноженной на коэффициент отражения, который является отношением отраженного светового потока к падающему световому потоку.

Эти понятия (категории), сведенные в эмпирические комбинации (приемы освещения), позволяют проектировщику реализовать основные цели организации освещения в помещениях:

  • обеспечить оптимальные зрительные условия для различных видов деятельности;
  • содействовать достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьера.

Оптимальное освещение на рабочем месте характеризуется следующими основными параметрами:

  • уровень освещенности;
  • распределение освещенности;
  • направление света (светового потока);
  • распределение тени;
  • отсутствие зон блескости (бликов);
  • цвет света (светового потока);
  • цветопередача (точность восприятия цвета объекта в зависимости от цвета света).

На рабочих местах освещение дополнительно выполняет следующие задачи:

  • физиологическую (дает возможность человеку видеть, работать, творить);
  • эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информацию всевозможного вида);
  • психологическую (создает благоприятные стимулы и настроение);
  • обеспечивает безопасность (создает предпосылки к большей безопасности работы);
  • гигиеническую — стимулирует поддержание чистоты.

Освещение может быть общим, местным и комбинированным, а также рассеянным, направленным, отраженным.

Независимо от способа освещения уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами:

  • точность зрительной работы — наивысшая, очень высокая, средняя и т.д.;
  • наименьший размер объекта различения, в мм — от 0,15 до 5;
  • разряд зрительной работы, от 1-го до 9-го;
  • контраст объекта различения с фоном — малый, средний, большой;
  • характеристика фона — темный, средний, светлый.

Качество освещения любых помещений должно оцениваться комплексно, во взаимодействии системы требований и факторов освещенности.

Как правило, искусственное освещение делится на общее и местное, и расчет этих систем делается раздельно.

При установке светильников в целях обеспечения оптимального освещения необходимо соблюдать следующие правила:

  • прямые световые лучи не должны попадать в глаз под углом меньше %%30^C%% к горизонту;
  • угол падения не должен способствовать возникновению слепящих отраженных лучей;
  • тень от человека не должна закрывать его рабочую зону.

Типичная ошибка малоопытных проектировщиков — утверждение, что источник света на рабочем месте должен располагаться слева, чтобы исключить тени в рабочей зоне. Это справедливо для «правши», а для «левши» источник должен находиться справа.

Один из наиболее вредных дефектов освещения — блескость. Под блескостью понимается специфическое свойство ярко освещенной поверхности вызывать ослепнение или дезадаптацию (адаптация — приспособление, дезадаптация — отсутствие адаптации) наблюдателя.

Из-за блескости при прямом освещении эффективность чтения, например, по прошествии трех часов снижается на 80%, в то время как при системе отраженного света и отсутствии блескости снижение составляет лишь 10%.

Цвет света, или спектральный состав светового потока, если пользоваться научной терминологией, существенно влияет на вид освещенного предмета. Это влияние, выражающееся в зависимости цвета предмета от спектра излучения источника, характеризуется понятием цветопередачи. Оценить цветопередачу конкретного источника света можно, сравнив ее с цветопередачей эталонного источника.

Комфортное освещение для работы и отдыха

Мне редко встречались пространства с продуманным искусственным освещением, часто лампы светят в глаза, помещение недостаточно освещено и цвета предметов выглядят тусклыми или искажаются. Кроме того, освещение часто дает страшные тени на лицах. Я постарался разобраться в причинах и сделать приятное освещение.

Эта заметка содержит описание общих принципов создания комфортного освещения и фактическую реализацию бюджетного освещения жилой мастерской.

Началось с того, что я задумал превратить захламленную мансарду над гаражом в подмосковной Малаховке в жилую мастерскую, чтобы там паять, сверлить и творить.
Для реализации освещения понадобилось освоить некоторые фундаментальные характеристики:

Освещенность

Освещенность, это, грубо говоря, количество света, падающего на единицу площади, измеряется в Люксах (lux). Днем освещенность на улице обычно от 2000 до 100,000 lux. Европейский стандарт для освещения рабочих помещений рекомендует следующие значения освещенности:

Освещенность Назначение
300 lux повседневная работа в офисе, не требующая разглядывания мелких деталей
500 lux чтение, письмо и работа за компьютером
500 lux освещение переговорных комнат
750 lux техническое черчение

По моим наблюдениям очень многие помещения в России страдают недостаточным уровнем освещенности, но в определенных местах встречается и переосвещенность. Есть данные о том, что неправильный уровень освещенности может вызывать головные боли, быструю утомляемость, нарушения зрения и другие неприятности. (подробнее в википедии: Light ergonomics, Light effects on circadian rhythm )

Чтобы понять сколько нужно ламп для создания определенного уровня освещенности можно воспользоваться различными способами приблизительного расчета.

Обычно освещенность измеряют на уровне рабочей поверхности, например стола. Для простоты я измерял на уровне 1 м над полом.
Для измерения освещенности я использовал экспонометр, вместо него приблизительно измерить освещенность можно фотоаппаратом с экспонометром. При измерении экспонометром получаем EV и потом переводим в lux с помощью таблицы.

Индекс цветопередачи (CRI)

Источники света имеют такую важную характеристику как Индекс цветопередачи(Color rendering index, CRI), чем выше его значение тем лучше цветопередача, максимальное значение Ra = 100.
По этой картинке заметно как страдает цветопередача красных и синих оттенков у люминесцентных ламп с низким CRI:

В названии люминесцентных ламп обычно содержится 3 цифры, первая цифра характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra.
Вторая и третья — указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K. Лампы с низким Ra не подходят для жилых помещений, хотя и имеют более высокую светоотдачу.

Цветовая температура

Цветовая температура это, грубо говоря, соотношение красных и синих волн в спектре излучения.

Свет до 5000 K принято называть теплым, а выше — холодным.
Среди знакомых довольно много предпочитающих теплое освещение. Мне кажется это из-за привычки к лампам накаливания(2200—3000 K) и низкого уровня цветопередачи большинства люминесцентных ламп. Естественное дневное освещение, в среднем, имеет цветовую температуру 6500 К.

Есть еще такой момент: цветовосприятие человека сильно изменяется в зависимости от освещенности. При небольшой освещенности мы лучше видим синий и хуже красный. Поэтому для каждого уровня освещенности существует наиболее подходящий диапазон цветовой температуры источников света.
Кривая, представляющая эту зависимость, названа именем нидерландского физика Arie Andries Kruithof. Вот она:

Проще говоря, это означает что приглушенный свет лучше делать теплым (2000-3000K), а яркий свет более холодным .

Какой свет нужен для продуктивной работы?

Тема обширная, достойная отдельной статьи.
Результаты некоторых исследований указывают, что холодный свет улучшает концентрацию внимания, снижает уровень сонливости и т.д. По всей видимости дело в том, что короткие волны (синий, ультра-фиолетовый свет) вызывают подавление мелатонина — гормона, регулирующего суточные ритмы и таким образом активизируют организм. Кроме того есть данные, что яркий холодный свет помогает справиться с зимней депрессией Seasonal affective disorder (SAD). Но при этом недостаток мелатонина может приводить к нарушению сна и другим проблемам, так что яркое холодное освещение ночью будет скорее вредным.
Резюмируюя можно сказать, что умеренное облучение холодным ярким светом в дневное время может снизить сонливость и улучшить внимание.

Субъективные соображения

300 lux и вечерний нижний свет 2700K

Выбор ламп и монтаж

Т.к. светодиодные лампы стоят пока слишком дорого, я остановился на люминесцентных лампах. Они бывают компактными или в трубках. Для меня трубки имеют ряд преимуществ:

  • ЭПРА отделен от лампы
  • у трубки значительно большая площадь стекла при сопоставимом с компактной лампой световым потоком, благодаря этому свет от нее более мягкий и дает меньше бликов

Я выбрал лампы T8 Osram L 58W/940 (стоимость 240 р.), они имеют хорошую цветопередачу (Ra = 90) и цветовую температуру 4000К.
Найти для них недорогие светильники с хорошими ЭПРА не получилось. Поэтому я купил патроны G13 (стоимость 9 р.) и скоммутировал лампы самостоятельно. Первый вариант монтажа представлен на заглавной картинке поста, но он оказался неудачным. Позже я закрепил лампы с помощью специальных пластиковых клипс (стоимость 6 р.).

В качестве ЭПРА для питания двух ламп используются Osram QT-FIT8 2×58-70 Quicktronic (стоимость

600 р.). Производитель рекомендует делать кабели идущие от ЭПРА к лампе как можно короче, а именно:

При длинне лампы 1,5 м выполнить все рекомендации оказалось непросто. Итоговый вариант подключения:

Общий вид:

Итоговое измерение освещенности: 6.8 EV, т.е. примерно 300 lux.

Для вечернего нижнего освещения используется сферическая лампа, ставшая ненужной после ремонта в квартире.

Как спланировать освещение дома

Содержание

Содержание

Система освещения и ее правильное проектирование — важнейший момент отделки. От грамотного освещения зависит удобство, комфорт и качество жизни в доме или квартире. С помощью грамотного освещения также можо зонировать помещения, скрыть недостатки и подчеркнуть достоинств комнат.

Важно продумать освещение до мелочей перед ремонтом или перестановкой. Определитесь с дизайном комнат и их назначением, тогда свет будет работать на удобство и гармонию долгое время.

Многоуровневое освещение: основной свет и локальный

Современные правила и рекомендации гласят, что освещение непременно должно быть многоуровневым, решающим несколько разных задач. Эти уровни принято делить на следующие типы:

  • общее. Как и следует из названия, оно используется для освещения всего помещения в целом, без разделения на отдельные зоны. Именно его использовали наши дедушки, бабушки и родители. Классика этого решения — мощная люстра с несколькими лампами в центре потолка. Обычно она одновременно является еще и интерьерным акцентом. Сейчас вместо одной люстры нередко используют сетку из встроенных светильников. Это могут быть разные варианты точечных светильников, в том числе с изменяемой направленностью, или потолочные светильники, встраиваемые в подвесные потолки;

  • направленное или зональное. Его называют также рабочим, потому что часто используют для освещения определенного места. Например, делают подсветку кухонной рабочей зоны, размещая осветительные элементы под полками. Или делают дополнительную верхнюю подсветку около письменных столов в дополнение к настольным лампам. К зональному относится и освещение, разделяющее помещение на разные функциональные зоны. Например, такой вариант возможен в кухне-столовой или спальне, совмещенной с рабочим кабинетом;

  • декоративное. Эти элементы освещения нужны для того, чтобы расставить дизайнерские акценты. К ним можно отнести подвесные светильники, бра и торшеры.

Разные типы освещения для каждой комнаты

Конечно, это прозвучит «по-каптиански», но освещение в каждой комнате и помещении вашего дома должно быть разное.

На кухне, например, важно устроить зональную подсветку обеденной зоны и рабочей поверхности. В маленьких хрущевских кухеях подсветка обеденной зоны, обычно, одновременно является и общим освещением. Для кухни площадью 6–9 кв. м этого вполне достаточно.

Если же вам повезло с кухней большой площади, то стоит сделать отдельное общее освещение, например, используя точечные светильники. А обеденную зону выделить красивой люстрой для зонирования. Рабочую зону можно подсветить встроенными светильниками или использовать светодиодную ленту, закрепленную в нижней части полки. Для того, чтобы свет от светодиодной ленты стал мягче и рассеяннее стоит использовать рассеиватель, например, короб с матовой прозрачной стороной.

В гостиной с одной стороны яркий общий свет не обязателен, так как тут отдыхают. Но с другой — в ней же принимают гостей, поэтому торжественность не помешает. Кроме общего света в гостиной необходимы дополнительные интерьерные осветительные элементы, например, бра. С их помощью создается декоративное освещение, акцентирующее детали, украшающее интерьер и формирующее уютную атмосферу.

Коридорам и прихожим также требуется и общее освещение, и зонирование. Дополнительно подсвечивают зону входа, где нужно больше света, чтобы было удобно одеваться и обуваться.

Кроме общего света в коридорах делают подсветку на уровне пола. Она дает мягкий свет в ночное время, чтобы было удобно перемещаться по дому или квартире, а яркий свет не резал глаза. Для большой прихожей важно предусмотреть неще и возможность включения/отключения света из разных концов. Реализуется это с помощью проходных переключателей.

Для спальни следует выбирать мягкий свет, не напрягающий глаза. Здесь разделение на зоны — это неяркий светильник на тумбочке или стене около кровати, а также подсветка зеркал или шкафов. Если в спальне есть еще и рабочая зона, надо предусмотреть ее отдельную подсветку.

По аналогичному принципу строится освещение детской комнаты. Исходите из того, что в детской мало света не бывает. Поэтому следует сделать общий свет и подсветку рабочих зон, в особенности учебной. В ней, во-первых, обязательна настольная лампа, а, во-вторых, — верхнее освещение, например, с помощью линейки или сетки точечных светильников.

Характеристики ламп

При планировании освещения в доме важно нужно определиться с типом, цоколем, мощностью, цветовой температурой и с цветопередачей. С цоколем все просто — покупайте лампы под конкретные светильники, которые вы выбрали. Основные типы цоколей это Е27, Е14, E40, GX53, G4, GU10, GU 5.3 и пр.

С мощностью или, если говорить правильно, с яркостью — сложнее. Все привыкли оценивать ее по лампам накаливания. Но у LED-ламп мощность значительно меньше. Дело в том, что нам требуется не мощность лампочек как таковая, а их световой поток в пересчете на ватт потребляемой энергии. Поэтому на упаковках с LED-лампами, а также люминесцентными и галогенными, указывают еще эквивалент мощности ламп накаливания.

Для ориентировочного расчета количества ламп исходят из примерной нормы 20 Вт на квадратный метр.

Для полного освещения ванной достаточно одного-двух приборов на мощность, эквивалентную 40–60 Вт ламп накаливания. Для гостиной потребуется уже 5-6 и более источников свет на общую мощность, зквивалентную 300–360 Вт. Для кухни в хрущевке достаточно 100—150 Вт, а вот на большую понадобится столько же мощности, сколько и на гостиную.

В спальне обычно достаточно осветительных приборов общей мощностью 200 Вт. А вот для детской следует взять лампочки поярче, чтобы их общая мощность составила около 300 Вт. Например, три лампы ЭРА LED smd A60-11w-840-E27 или восемь ЭРА LED smd P45-5w-827-E27.

Можно рассчитывать количество ламп, ориентируясь на их световой поток, измеряемый в люменах. В этом случае, количество ламп рассчитывают по формуле Е (лк) = F (лм) / S (кв.м), где Е — освещенность, измеряемая в люксах (лк), F — световой поток (светимость лампы), измеряемая в люменах, а S — площадь помещения.

Для спален и гостиных необходима освещенность в 150 лк, для детских — в 200 лк, для рабочих кабинетов — в 300–400 лк, а для санузлов — в 50 лк. Соответственно, для детской комнаты площадью 15 кв. м необходимо освещение в 3000 лм. В этом случае можно выбрать, например, четыре Gauss LED E27/A60/10w или шесть Gauss LED E27/7w Dimmable.

Еще один очень важный параметр, напрямую влияющий на ваше самочувствие, ощущения и настрой — цветовая температура. Есть три основные разновидности ламп:

  • с теплым белым светом (от 2700 до 3500 К). Этот свет похож на свет от ламп накаливания. Он мягкий и приятный для глаз. Хорошо подходит для всех жилых помещений;
  • с нейтральным белым светом (от 3500 до 5300 К). Широко применяется для освещения рабочих зон и помещений. В офисах делают именно такой свет, так как он отвечает нормам по освещенности рабочих мест. Дома в квартирах он встречается реже. Лампы на 4000 К покупают для установки на кухнях или рабочих местах, например, в учебном уголке;
  • с холодным белым светом (выше 5300 К). Используется только в рабочих помещениях. Часто этот свет в просторечии называют «операционным», так как там он и используется чаще всего.

Интересные решения с освещением

Современные осветительные приборы хороши тем, что их можно установить где угодно. Точечные светильники, светодиодные ленты — все это большое разнообразие позволяет реализовать самые неожиданные и интересные решения.

Например, можно сделать подсветку зеркала, разместив осветительный прибор за ним. В результате окружающее пространство освещается рассеянным светом, а не контрастным, старящим отражение. Обычно для этого используют светодиодные ленты или приобретают зеркала с уже встроенными диодами.

Еще один вариант использования ленты — подсветка многоуровневого потолка в спальне или гостиной. Вариант хорошо смотрится в сочетании с точечными светильниками, расположенными в нужных местах.

Кстати, точечные светильники можно применять не только для тогозонирования, но и в качестве декоративной подсветки. Посмотрите, как в гостиной сделана подсветка ниши с размещенной в ней картиной! По сути, освещение в этом случае является ее дополнительным элементом.

И это только несколько примеров того, что можно сделать с помощью разных осветительных приборов. Фантазируйте, подбирайте подходящее освещение — у вас получится что-то красивое и интересное.

Освещение интерьера: основные правила​

Освещение – одно из важнейших составляющих проекта, которое должно быть полностью продумано и сделано грамотно.

Конечно же, идеальным освещением для наших глаз является естественный природный свет (дневное, утреннее или вечернее солнце, солнце за облаками). Стоит его максимально использовать. Ну а основной задачей является максимальное приближение искусственного освещения к естественному.

Современный рынок осветительных приборов предлагает широкий ассортимент светильников различных ценовых категорий и стилевых решений. Там можно найти люстры и потолочные светильники от производителя для любых интерьеров. От практичных и надежных в эксплуатации потолочных светильников, выполненных в сдержанном стиле, до роскошных дизайнерских люстр премиум-класса, сделанных из высококачественного экологически чистого хрусталя и покрытых сусальным золотом. Формы встречаются абсолютно разные – от классических до люстр в стиле Hi-Tech, представляющих собой настоящие арт-объекты.

Сложно не растеряться среди такого многообразия и сделать правильный выбор! Порой приходится объехать пол-Москвы, пока будет найден “тот самый” светильник. Поэтому так важно иметь дело с профессионалами – это касается и магазина, в котором приобретается люстра, и дизайнера, работающего над вашим проектом.

Почему стоит обратиться к специалисту

Существует большое количество типов осветительных приборов: подвесные, встроенные, трековые (светильники на шине), бра, LED-подсветка.

Также необходимо продумать типы выключателей: одноклавишные, двух- и трехклавишные, диммеры (выключатели с регулировкой яркости), проходные (в одном месте включается, в другом выключается), проходные с диммером, выключатели с датчиком движения (отлично подойдет в прихожей, в длинном коридоре, в гардеробной).

Для того чтобы не запутаться в таком разнообразии, правильно и удобно распланировать электрику, необходима помощь дизайнера. Грамотные специалисты знают не только все типы светильников и их включений, но и как распределить все приборы, чтобы хозяевам было удобно и безопасно жить в собственном доме.

Несколько примеров:

в санузлах выключатели всегда снаружи;

если левой рукой открываем дверь, то выключатель должен находиться справа от входа;

точечные светильники лучше располагать вдоль оси зеркал;

чаще всего все выключатели расположены на высоте 900 мм. И на расстоянии 150 мм от угла или края проема;

матовое стекло или пластик съедает 40% света (речь идет про потолок типа «армстронг»).

Это лишь малое количество информации, которой необходимо владеть.

Стоит отметить, что уже много лет подрядчики работают только по чертежам, главное – проверять, правильно ли они их прочли и всем ли рекомендациям следовали. (Прим.Ред.)

Советы по освещению для разных типов помещений

Спальня

Хороший вариант – спокойная, расслабляющая схема освещения. Для данного типа комнат подходят маломощные матовые лампы сферической формы. Они позволяют получить равномерную мягкую засветку без резких переходов и границ, не напрягающую зрение. Зону прикроватных тумбочек стоит осветить небольшими настольными лампами или настенными бра.

Кухня

Является главной рабочей зоной в доме, и правильный свет играет важную роль. Маленькая кухня не требует центрального света – достаточно освещения рабочих зон и зоны приёма пищи. Для большой кухни центральная люстра обязательна, и хорошо, если выбор падёт на тёплый свет.

Гостиная

Центральная люстра в гостиной зоне считается необходимым элементом интерьера. Светильник может регулироваться по высоте, а в идеале – по яркости.

В остальных типах комнат жилых зданий, таких как коридор, ванная, туалет, гардеробная, стоит использовать точечное освещение. Оно позволит получить равномерную подсветку, а также сделает комнату визуально чуть более просторной.

Расчёт освещенности помещения

Пакет чертежей дизайн-проекта также содержит чертеж электрики с расчетами освещения по каждому помещению.

Чертежи из дизайн-проекта Елены Карасаевой

Данный расчёт необходим для создания достаточной освещенности помещения, которая, в свою очередь, обеспечивает благоприятные и комфортные условия для жизнедеятельности человека.

Недостаток освещения или его чрезмерность вызывает сильное напряжение глаз, быструю утомляемость и оказывает ощутимый психологический дискомфорт, что неблагоприятным образом отражается на здоровье человека в целом.

Нормативы освещенности офисных и жилых объектов регулируются СНиПами (строительно-проектировочная документация), где прописаны нормы для различных видов помещений. Ниже приведены рекомендации по нормам освещенности в жилых помещениях.

Таблица №1. Рекомендуемые нормы освещенности жилых помещений согласно СНиП 23–05–95

Еще недавно мы выбирали лампочку, ориентируясь на ее мощность, – 100 ватт больше, чем 60. Все понятно. Ватты показывают мощность, которую лампа потребляет. Все знают: чем лампа мощнее, тем больше света она даст. Но важнее понимать, сколько это люменов. Наши традиционные лампы накаливания 90% энергии превращают в тепло. Но нам-то они нужны не для обогрева помещения! Поэтому важен именно световой поток. А платим мы за потребляемые ватты – это тоже следует знать. Для этого полезна таблица, представленная ниже. Из нее понятно, что для светового потока в 400 Лм обычная лампа накаливания «съест» 40 Вт, а вот светодиодная – всего 2-3 Вт. На практике важно знать дополнительные характеристики лампы: всё зависит от качества продукции, материалов и прочего. Так что этот расчет приблизителен!

Но прежде чем заняться расчётами, отметим, что нормы определяют не яркость лампочек, а именно освещённость. То есть какой световой поток приходится на 1 м2 поверхности. Измеряется такая величина в люксах, 1 люкс (лк) – это когда на квадратный метр падает 1 люмен света (1 лм/м2).

Рассчитать освещенность можно по формуле:

Em=n*Ф/S*2,5 ,

где n – количество лампочек,

Ф – световой поток в Лм,

S – площадь помещения,

2,5 – коэффициент,который зависит от площади и высоты потолка. Если высота равна 3 метрам или S больше 100 м2, то он берется равным 3.

Например: холл площадью 7 м2; предположим, что в светильнике использованы 3 лампочки галогеновые. Каждая на 12 В (напряжение) = 35 Вт (мощность)= 670 Лм (световой поток).

3*670/7*2,5=115 Лм – делаем вывод, что этого недостаточно, мы стремимся к 150 Лм.

Расчёт освещённости помещения также во многом зависит от его дизайна. Тёмные стены и пол поглощают свет, и необходимо закладывать запас в расчёты. Конечно, если только нет цели создать уютную обстановку с мягким светом. Светлые же комнаты и без того яркие, и перебор может доставить неприятные ощущения глазам, почти тоже самое происходит, когда смотришь на солнце сквозь неплотные облака.

Сценарии освещения

Помимо рассчитанного количества в Лм свет воспринимается нами эмоционально, поэтому важно, какую атмосферу мы хотим получить: то ли это рабочая поверхность, то ли это место релаксации.

Любое помещение трехмерно, поэтому так важно иметь различные сценарии освещения. Желательно делать их независимыми друг от друга, располагая в различных ярусах.

Верхний ярус – люстры, закарнизная подсветка, подсветка в верхней части шкафов.

Средний – торшеры, настольные лампы, бра, различные настенные светильники. Кстати, настенный светильник, направленный вверх, создает освещение без теней.

Нижний – подсветка лестничных ступеней, свет, встроенный в пол, либо по периметру мебели. Замечательно освещает, только вопрос с подбором осветительных приборов.

Правильное освещение квартиры: рекомендации по выбору светильников.

Выбирая дизайн помещений жилища, владельцы тщательно продумывают цвет, стиль и состав мебели, тип отделки стен, напольные покрытия и способы отделки потолка. Об освещении практически не задумываются, оставляют решение вопроса «на потом», считая, что в этом вопросе никаких проблем быть не может. Такой подход распространен, но является ошибочным. Недооценивать роль освещения в создании облика дома или квартиры ни в коем случае нельзя. Оно способно выделить, подчеркнуть особенности отделки помещений, представить его в максимально выигрышном виде, или свести на нет все усилия дизайнера, скрыть потенциал и возможности интерьера.

Правильное освещение

Традиционно в типовых квартирах устанавливалась одна люстра в центре потолка каждой комнаты. В качестве дополнительных источников использовались бра и торшеры, но особого разнообразия световых приборов не было. Сегодняшний рынок предлагает огромное количество вариантов светового оформления помещений. Современное освещение в квартире выполняет несколько задач. Оно не только создает собственный, неповторимый облик для каждой комнаты. Правильно организованное освещение активно воздействует на психику человека, изменяет его настроение и самочувствие. Существуют нормативы (СНиП), определяющие минимальный уровень освещенности каждого помещения:

Все значения таблицы даны в люксах. Один люкс равен одному люмену на один квадратный метр площади. На упаковке лампы указывается величина светового потока в люменах, поэтому можно подсчитать уровень освещенности еще при покупке прибора. Необходимо учитывать, что восприятие уровня яркости или недостаточности света у каждого свое, поэтому руководствоваться нормативными значениями надо с поправкой на собственные ощущения. У каждого человека имеются собственные представления о комфортной яркости света, которые не обязательно совпадают с нормативными требованиями. Так, для ванной комнаты норма — 50 лк, что недостаточно для бритья или макияжа. Рекомендуется увеличивать степень яркости до 100 лк, обычно этого достаточно.

Монтаж освещения в квартире надо производить с учетом особенностей и конфигурации помещений, типа и цвета отделки, дизайнерских особенностей и собственных предпочтений.

Типы освещения

В настоящее время распространены следующие виды освещения в квартире:

  • Многоуровневое освещение. Светильники устанавливаются в разных ярусах помещения, подсвечивая определенные участки комнаты в соответствии с замыслом дизайнера. Схема универсальна, используется в домах или квартирах с разной планировкой. Хорошо подходит как обычным квартирам, так и богато оформленным апартаментам со сложным оформлением и отделкой.
  • Нижний свет. Приборы освещения установлены в нижнем ярусе помещения или встроены в пол. Наиболее удачно подходит для спальни, гостиной, часто встречается в однокомнатной квартире. Этим способом можно удачно реализовать ночное освещение в квартире.
  • Системы подвижных светильников, или трековое освещение. Осветительные приборы устанавливаются на шинопровод, позволяющий перемещать их по желанию и оперативно менять схему освещения в комнате или всей квартире по собственному желанию. Распространенная область применения — освещение квартиры-студии, где тип светодизайна меняется исходя из ситуации.

Освещение квартиры организуется исходя из представлений владельца о комфорте и стиле оформления жилища. По своему назначению освещение бывает:

  • Общее.
  • Рабочее.
  • Местное.
  • Декоративное.

Основным, наиболее популярным видом решения вопроса на сегодня считается декоративный тип. Он позволяет создать массу вариантов оформления комнаты, используя разные виды приборов и светильников, применяя разные направления лучей или комбинации источников. При качественной и разнообразной подсветке декоративное освещение приобретает высокохудожественный вид, позволяя получать множественные эффекты и вариации, используя только световые приборы.

Особенностью современных способов реализации светодизайна является активное использование точечных светильников прожекторного типа.

Они позволяют создавать комбинации из нескольких источников, при переключении полностью меняющих облик комнаты, подчеркивают отдельные зоны и участки помещения. Не менее популярны ЛЕД-панели, дающие ровный и ненавязчивый свет. Светодиодное освещение в квартире имеет свои плюсы и минусы, но растущая популярность, эффективность, экономичность однозначно вывели этот вариант в лидеры среди всех типов световых приборов. Распространенным вариантом является освещение светодиодной лентой, создающее в квартире нарядную и праздничную обстановку.

Составление схемы освещения

При составлении проекта дизайна квартиры необходимо уделять пристальное внимание схеме освещения. Этот вопрос должен решаться параллельно с основными отделочными работами, поскольку для установки световых приборов потребуется соответствующая разводка электропровода, монтаж выключателей, подключение или присоединение блоков автоматического управления. Необходимо составить план освещения в квартире, представляющий собой рабочий эскиз с указанием мест установки всех светильников. Параллельно с ним придется начертить электрическую схему подключения, определиться с потребляемой мощностью ламп, вычислить сечение кабеля. Во время отделки комнаты надо проследить за тем, чтобы вовремя был проложен кабель, установлены все нужные устройства, элементы разводки.

Рассмотрим, как правильно подобрать освещение в квартире по отдельным комнатам и помещениям:

Гостиная

Гостиная (зал) требует организации нескольких вариантов размещения световых приборов. Прежде всего, необходим общий источник, обеспечивающий поток света на большую часть площади помещения. Обычно эту функцию выполняет люстра в центре потолка. В качестве дополнительных приборов распространены торшеры, установленные в зоне мягкой мебели или журнальных столиков, и бра, расположенные либо по всему периметру комнаты, либо в рабочей зоне, возле стола. Количество приборов определяется исходя из общего тона отделки комнаты. Чем она темнее, тем больше ламп понадобится использовать, а для помещений, отделанных в белых тонах, светильников надо меньше.

Спальня

Оформление спальни выполняется в соответствии с возрастом, предпочтениями и привычками ее обитателей. Распространенный стиль — неяркое, интимное освещение с источником в нижнем ярусе. Популярны светодиодные ленты, установленные по периметру кровати, создающие эффект парения. Для людей зрелого возраста привычны люстра в центральной части потолка и прикроватные светильники с возможностью раздельного включения/отключения. Также могут быть использованы светильники, направленные на стену, образующие на ней световые пятна. Такая подсветка позволяет свободно ориентироваться в комнате, но но дает яркого света, излишнего в спальне.

Кухня

Распределение света на кухне обусловлено ее размерами и спецификой использования определенных зон. Вместе с центральным общим источником, расположенным в центре потолочной плиты, понадобится подсветка рабочей зоны — гарнитура, мойки, сушилки для посуды и т.д. Нередко отказываются от использования стандартной люстры, заменяя ее точечными светильниками, равномерно распределенными по периметру помещения, выполняющими роль общего источника и одновременно подсветки рабочей зоны.

Ванная

Нормативное количество света в ванной комнате позволяет совершать простейшие гигиенические процедуры, но для тонких операций — бритья, нанесения макияжа, прочих действий — требуется более яркое, адресное освещение. При размещении светильников следует учитывать расположение умывальника, зеркал. Задача состоит в том, чтобы свет не слепил глаза, но хорошо освещал лицо. В то же время, не стоит забывать о декоративной подсветке, вариантов которой для ванных комнат разработано много.

Детская

Распределение приборов в детской должно соответствовать возрасту и потребностям ребенка. Рекомендуется создавать мягкое, но достаточно яркое световое решение, не ослепляющее, не заставляющее напрягать глаза. В данном случае решающее значение имеет декоративная составляющая.

Коридор и прихожая

Освещение в коридоре или прихожей квартиры, частного дома, создает у посетителей первое, самое важное впечатление. Поэтому, создавая проект, надо подойти к оформлению этих помещений с художественной точки зрения, использовать декоративные виды световых приборов. При этом, надо ограничивать их количество, чтобы не перестараться. Оптимальный вариант — декоративные приборы, в сумме обеспечивающие нормативный уровень освещенности.

Как правильно организовать освещение на рабочем месте

Нормы освещения на рабочих местах

Для каждого вида и категории работ существуют свои нормативы освещенности. Периодически они пересматриваются, и на данный момент ориентироваться стоит на два документа: СП 52.13330.2016 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Нормативная освещенность на поверхности столов (или на условной горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 0,8 м над полом) в офисах, где работают на компьютере, составляет 300 люкс.

При выборе подходящих источников света, их количества и мест для установки стоит учитывать возможность перегорания и загрязнения части ламп. Поэтому максимальное значение освещенности стоит выбирать на 20-30% выше расчетной. Кроме того, для создания оптимальных рабочих условий рекомендуются лампы холодного света – с цветностью 5000-6000 К.

Виды освещения

В рабочих кабинетах и других помещениях используют три вида освещения:

  1. естественное (солнечный свет);
  2. искусственное (электрические источники);
  3. смешанное или гибридное.

Последний вариант представляет собой комбинацию двух предыдущих. Искусственное освещение, в свою очередь, делится на общее, локальное и комбинированное, естественное может быть верхним, боковым или смешанным.

Естественное освещение

Использовать естественное освещение для офиса не только эффективно, но и выгодно. В большинстве случаев, солнечные лучи создают достаточный уровень освещенности на расположенных рядом с окнами столах. При том, что работа такого источника света бесплатная – единственной проблемой могут стать облака и осадки.

При большом количестве окон в помещении для комфортной работы может быть достаточно естественного освещения

Для определения соответствия нормам освещенности от солнечных лучей пользуются коэффициентом КЕО. В южных регионах он должен быть не меньше 1,2%, в северных частях страны – 1%. Рассчитывают коэффициент путем деления уровня освещенности в комнате на показатель на открытом месте в безоблачную погоду и умножения полученного результата на 100%.

Свет может попадать на рабочие места через два вида проемов:

  • световые фонари на крыше, дающие верхний свет, который считается более естественным – правда, пользоваться ими можно только в комнатах на верхних этажах здания;
  • окна в стенах, обеспечивающие только боковое освещение – самый распространенный и простой вариант;
  • световые трубы – способ достаточно дорогой, но позволяющий получить верхнее освещение за счет использования специального «светопровода», сделанного из светоотражающего материала.

Устанавливая оборудованию, технику и компьютеры ближе к оконным проемам, можно обеспечить рабочие места достаточным количеством солнечного света. При выборе офисного помещения стоит обратить внимание на максимально возможную по строительным нормам площадь окон.

Искусственное освещение

Искусственные источники света используются в основном в системах общего освещения, которые могут быть верхними (потолочными) и боковыми (настенными). Из-за большого количества теней размещать светильники на стенах не рекомендуется, потому их обычно устанавливают только сверху – это могут быть подвесные, встраиваемые, точечные и накладные осветительные приборы.

В вечернее время или при недостатке естественного освещения общие системы должны дополняться локальными или местными. Это могут быть настольные лампы, подвесные или направленные светильники. Луч должен быть направленным на рабочее место, а уровень освещенности – равномерным по всему столу. Источник не должен создавать бликов на экране монитора.

В соответствии с нормами не допускается использовать на рабочих местах только локальное освещение даже в вечернее время. Из-за этого создаются перепады освещенности – от максимальных до минимальных значений. Ухудшается адаптация, снижается работоспособность, а при постоянном пребывании в таких условиях у работников появляются проблемы со зрением.

Гибридное освещение

Гибридными называются системы, включающие естественное и искусственное освещение. Они подходят для случаев, в которых только солнечного света недостаточно для создания соответствующего нормам уровня освещенности. При определении значения светового потока естественное освещение не учитывается – расчеты выполняются только для электрических источников.

Необходимость в гибридном освещении появляется, если значение КЕО ниже допустимого значения – 1 или 1,2%. Если этот показатель, зависящий от затененности, типа стекла и ширины окон, не соответствует норме, вместе с естественным освещением на рабочем месте устраивается искусственное. Источники света устанавливают только на тех участках, на которых КЕО ниже нормы.

Особенности расчета освещенности

Выполнять расчеты можно с помощью специального программного обеспечения типа DIAlux. Еще один способ – обратиться к профессионалам. Но при необходимости можно самостоятельно рассчитать параметры источников света для небольшого офиса или одного рабочего места, используя такую формулу Ф = (Е х S х K х Z) / (N х η х n) с такими переменными:

  • Ф – определяемая величина, световой поток одной лампы, лм;
  • E – норма освещенности для рабочего места, лк;
  • S – площадь помещения, кв. м;
  • K – коэффициент запаса, учитывающий уровень запыленности и снижение светового потока со временем (для светодиодных ламп равен 1);
  • Z – поправочный коэффициент для помещений, где не только работают на компьютере, но еще и читают тексты или работают с документацией;
  • η – коэффициент, учитывающий использование светового потока и определяемый по индексу помещения и коэффициенту отражения с помощью специальных таблиц;
  • N – количество светильников;
  • n – число установленных в каждом светильнике ламп.

Индекс помещения определяют по другой формуле – (i = S / ((a + b) х h)). Здесь S – площадь освещаемой комнаты или участка, a и b – длина и ширина. Показатель h – высота, но не помещения, а от источника света до рабочего места. Коэффициенты отражения зависят от цвета стен. Таблицы есть для каждого типа светильников, которые могут быть с глубоким плафоном, подвесными, потолочными, с равномерным освещением и косинусным распределением потока света.

Лампы для системы освещения

Популярные ранее лампы накаливания и их галогеновые аналоги уже давно не считаются лучшим вариантом для системы освещения. Они отличаются высоким энергопотреблением и сравнительно небольшим сроком службы. Лампа накаливания в среднем работает не больше 1000 часов, галогеновая – около 4000 часов. Из-за этого многие выбирают светодиодные и люминесцентные светильники, отличающиеся большим списком преимуществ.

Использовать лампы накаливая экономически невыгодно

Причинами для выбора светодиодного освещения можно назвать:

  • минимальный уровень пульсации – до 1%;
  • небольшое энергопотребление – в 5-8 раз меньше, чем у ламп накаливания с тем же световым потоком, вдвое ниже по сравнению с люминесцентными элементами;
  • длительный эксплуатационный срок – от 10 до 50 тысяч часов;
  • полную безопасность использования – ни работающая, ни разбитая светодиодная лампа не угрожает окружающей среде;
  • отсутствие нагрева – хотя для этого светильники должны комплектоваться эффективной системой охлаждения;
  • подходящие для рабочего места характеристики излучения – цветовая температура от 3000 до 8000 К, цветопередача больше 0,75.

К недостаткам светодиодов относят высокую стоимость и дорогие источники питания. Альтернативно рабочие места можно освещать и с помощью люминесцентных ламп типа ЛБ. Цвет этих элементов ближе к естественному показателю, а стоимость не такая высокая, как у светодиодных светильников. Однако при работе люминесцентные элементы могут сильно шуметь. Также они имеют высокую инерционность, из-за которой дольше включаются и быстрее выходят из строя при частом включении.

Рекомендации по расположению источников света

Линия, вдоль которой размещаются светильники, должна располагаться параллельно стене с окнами. Столы стоит устанавливать между рядами источников света. Направление расположения осветительных приборов должно быть параллельным взгляду сидящего перед монитором человека. Так световой поток не мешает работать, а глаза устают меньше, чем при выборе другого варианта установки ламп.

Правильное расположение рабочего стола, при котором окно находится сбоку

Обеспечить равномерное распределение света на рабочем месте позволяет использование светорассеивающих элементов. Один ряд светильников обязательно установить ближе к окну – это позволит избежать появления зоны с недостаточным КЕО. При стандартной глубине офиса в 5-6 метров вторая линия источников света должна находиться вдоль окна на расстоянии около 2/3 этого значения.

Организация рабочего места при работе с компьютером

При работе на компьютере следует учитывать не только норму освещенности в 300 лк, но и возможные помехи для пользователя со стороны светильников. Отражения на столе или экране могут привести к повышению нагрузки на зрение. Света должно быть достаточно для охвата клавиатуры и расположенного рядом пространства (где могут быть документы) – но не столько, чтобы появились блики.

Монитор не следует располагать экраном к окну – пользователь должен сидеть к оконному проему боком. Но, если другой возможности размещения дисплея нет, следует использовать шторы или жалюзи.

При использовании искусственных источников мы советуем придерживаться таких рекомендаций:

  • расстояние от лампы до монитора должно более чем в 5 раз превышать размер его диагонали;
  • источник света желательно располагать с левой стороны от экрана;
  • свет не должен быть слишком ярким – высокая освещенность тоже приводит к напряжению зрения и усталости.

Рабочая поверхность тоже не должна отражать свет, поэтому в офисы не покупают столы с лакированной поверхностью. Если рабочее место организуется с использованием уже готовой мебели (например, в домашних условиях), и на столешнице заметны блики, ее закрывают с помощью силиконовых или матовых покрытий (салфеток, ковриков). Монитор желательно выбрать глянцевый, с лучшей цветопередачей и высокой яркостью. Но при попадании на его поверхность света от естественных или искусственных источников стоит использовать технику с матовым экраном, снижающим нагрузку на глаза и предотвращающим появление отражений на дисплее.

Перепад давления в системе отопления, зачем нужен и какой должен быть

В нормально функционирующей системе отопления поддерживается перепад давления между прямым трубопроводом, по которому от котельной или теплотрассы подается теплоноситель, и обратным, по которому он подается на следующий круг, пройдя через радиаторы. Для различных объектов он составляет 0,2–0,25 МПа или 2–2,5 атмосферы. Именно благодаря этой разнице происходит постоянная циркуляция жидкости в контуре, причем с той скоростью, которая необходима для поддержания комфортной температуры воздуха во всех помещениях.

Оптимальные параметры рабочего давления в контуре отопления или напора, обеспечивающего этот перепад, определяются на этапе проектирования. При этом для различных объектов значение его разное и зависит от высоты здания, типа системы и используемого отопительного оборудования, а перепад более чем на 0,02 МПа или 0,2 атмосферы считается ненормальным.

Нормальное рабочее давление для различных объектов

• одноэтажный дом – 0,1–0,15 МПа или 1–1,5 атмосферы
• малоэтажное здание (не более трех этажей) – 0,2–0,4 МПа или 2–4 атмосферы;
• многоквартирный дом средней этажности (5–9 этажей) – 0,5–0,7 МПа или 5–7 атмосфер
• высотные многоквартирные дома – до 10 МПа или 10 атмосфер.

Значение давления контролируется при помощи манометров, устанавливаемых на самых ответственных участках:

• на вводе и выводе магистрали с теплоносителем (при централизованном отоплении);
• перед отопительным котлом и после него (при индивидуальном отоплении);
• перед циркуляционным насосом и после него (при принудительной циркуляции);
• возле фильтров, клапанов и регуляторов давления.

Последствия выхода давления за пределы нормы

Даже небольшое отклонение давления от расчетного показателя грозит как минимум временными неудобствами. Температура в некоторых помещениях может снизиться, а других, напротив, вырасти. В том случае если на объекте системы горячего водоснабжения и отопления объединены в одну, недостаток давления также может стать причиной отсутствия воды на верхних этажах.

При значительном изменении перепада по различным причинам современное оборудование может автоматически отключиться, а устаревшее выйти из строя. Старые модели котлов, не оборудованные системами термоконтроля, при падении напора могут даже взорваться, что чревато значительными разрушениями.

Что необходимо делать для поддержания необходимого перепада давления в системе отопления:

1. Соблюдать установленные нормативы при проектировании и монтаже системы отопления, в первую очередь касающиеся расположения прямого и обратного стояков относительно друг друга и диаметров трубопроводов.
2. Учитывать изменение давления теплоносителя при изменении его температуры.
3. При невозможности обеспечить требуемый перепад при помощи статического давления использовать циркуляционные насосы.
4. Для автоматического регулирования рабочего давления в частных домах используют гидроаккумуляторы, которые позволяют компенсировать незначительный выход за пределы допустимых значений путем отбора части теплоносителя.
5. В многоквартирных домах аналогичную функцию выполняют регуляторы давления, устанавливаемые на байпасе насоса или между прямым и обратным стояками.
6. В некоторых случаях на крупных объектах для корректировки рабочего давления применяется трубопроводная арматура, обеспечивая возможность изменения диаметра трубопровода за счет частичного его перекрытия.

Основные причины падения рабочего давления и способы их устранения

Наиболее распространенные причины падения давления в системе отопления:

• утечка теплоносителя;
• сокращение объема теплоносителя при удалении содержащегося в нем воздуха;
• снижение температуры теплоносителя из-за неполадок котельного оборудования;
• неполадки насосного оборудования (в системе с принудительной циркуляцией).

На наличие утечек указывает падение статического давления при отключении насоса, а также внешние признаки протечек на трубах и радиаторах. Если статическое давление не меняется, то причина в насосном оборудовании. При условии уменьшения объема теплоносителя из-за удаления пробок необходимо восстановить его, а при снижении температуры – проверить котел.

Основные причины роста рабочего давления в системе отопления:

• завоздушивание системы;
• сильное засорение фильтров;
• ошибочная настройка или повреждение регулятора давления;
• повышение объёма теплоносителя из-за неправильно работы регулирующей автоматики.

В первую очередь следует проверить состояние фильтров и воздушных пробок в системе, и при необходимости прочистить первые и удалить вторые. Работу автоматики можно проверить, отключив возможность подпитки системы. Проверить работу регулятора можно, попробовав скорректировать его настройки.

Читайте также:
Офисное кресло: как выбрать?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: