Принудительная циркуляция теплоносителя

Отопление с принудительной циркуляцией. Как реализовать?

При проектировании системы отопления перед ее будущим пользователем возникает немалое количество вопросов. На этом этапе предстоит принять решение о том, каким образом теплоноситель будет передвигаться в магистрали – естественным путем или с принудительной циркуляцией. Про естественную циркуляцию у нас есть отдельный материал, а здесь сделаем упор на принудительную систему отопления.

Особенности функционирования принудительной системы обогрева

Отопительная схема, в которой топливо циркулирует естественным образом, максимально проста. В такой цепочке теплоноситель нагревается в котле и, в соответствии с законами термодинамики, устремляется вверх по стояку. Достигнув радиаторов, носитель отдает часть тепловой энергии, температура его снижается. Под гнетом вновь пребывающих доз тепла, остывшее топливо опускается обратно в котел для повторения цикла.

Такая элементарная схема имеет существенные недостатки, особенно в совокупности с однотрубным типом разводки:

  • Тепло распределяется неравномерно: в помещениях, которые расположены рядом с источником теплоснабжения (котлом), температура выше, чем в тех, что находятся на большем от него расстоянии.
  • Система с естественной циркуляцией потребляет значительное количество отопительного материала, что говорит не в пользу ее рациональности.
    Частично нейтрализовать эти проблемы позволяет обустройство двухтрубной разводки.

Эффективность отопительной схемы с принудительной циркуляцией обусловлена включением в нее насоса. Его функцией является придание движению топлива по тепломагистрали большей скорости. Величина этого показателя находится в прямой зависимости с температурой обогреваемых помещений.

Присутствие в системе отопления циркуляционного насоса наделяет ее неоспоримыми преимуществами:

  • экономичность. Связана как с рациональным расходованием теплоресурса, так и с разумными финансовыми затратами на приобретение труб небольшого диаметра;
  • эргономичность. Негромоздкая конструкция позволяет спрятать ее элементы в стенах, под полом и т.п.;
  • возможность функционирование в отопительных проектах любой сложности с различным сочетанием обогревательного оборудования. В отопительной схеме могут присутствовать и радиаторы, и тепловые завесы, и полы с подогревом.
    Основным поводом для беспокойства при проектировании системы отопления с принудительной циркуляцией является бесперебойная подача электроэнергии, поскольку приводить насос в действие призвано именно электричество. Неплохо поэтому позаботиться о резервном источнике электроснабжения.

Принудительные схемы

Условно все принудительные схемы можно разделить на однотрубные и двухтрубные. Наиболее популярны сегодня именно двухтрубные. Но давайте разберемся в отличиях

Однотрубная схема подключения

Предполагает эксплуатацию одной трубы для подачи теплоносителя из котла и для его обратного оттока. Этот вариант не требует большого метража труб, количества запорной арматуры, фитингов и прочих элементов, следовательно, монтажные работы сводятся к минимуму.
Минус: последовательный нагрев отопительных приборов постепенно уменьшает температуру подаваемого топлива в цепочке оборудования. Система отопления может функционировать естественным и принудительным способом.

Двухтрубная схема подключения


В этой модели отопления работают две трубы: первая подает топливо к обогревателю, вторая осуществляет отвод остывшего носителя к котлу. В этом состоит главное отличие от первого варианта, вытекающие последствие: увеличение металлоемкости конструкции за счет большего трубометража, запорных и соединительных элементов в схеме. Монтаж более сложен. Положительный момент, как вознаграждение за понесенные финансовые и трудовые затраты: к каждому обогревателю в системе подается теплоноситель одинаковой температуры.

В зависимости от направления потоков горячего и охлажденного топлива различают:

  • попутную схему подключения, где подача теплоносителя и его отвод двигаются в одном курсе, позволяя всем приборам в цепочке нагреваться с равной скоростью;
  • тупиковую, которая предполагает более быстрый нагрев приборов, находящихся ближе к котлу.

Лучевая разводка

Очень схожая модификация с двухтрубной схемой отопления принудительной циркуляции. Различие — пункт распределения горячего топлива и сбор остывшего, которым является не главный стояк, а распределительные коллекторы. К каждому обогревательному прибору проводится отдельная линия подачи теплоносителя и его оттока. Разумеется, такая схема предполагает сбалансированное по температуре и давлению распределение тепла.
Накладность такой организации отопления очевидна: существенные затраты на материалы, большая стоимость и трудоемкость монтажных работ. Кроме этого, весьма затруднительно вносить коррективы в схему с распределительными узлами (к примеру, добавлять обогревательное оборудование).

Обустройство теплого пола


По-настоящему сложная схема с принудительной циркуляцией отопления, вдобавок дорогостоящая, но и наиболее комфортная. В маленьких помещениях применяют простые комбинации укладки труб с одним входом для нагретого теплоносителя и выходом для остывшего. Большие площади потребуют более сложных конструкций с использованием распределительных узловых соединений. Зачастую обустройство теплого пола предполагает установку отдельного циркуляционного насоса на участки системы.

Открытая и закрытая схема обогрева с применением насоса

Носитель тепла, двигающийся в трубах, набирает объемы в процессе нагревания. Образующееся чрезмерное его количество стекает в специально оборудованную емкость. Отопительной системой открытого характера предусматривается установление в токе наибольшей высоты расширительного бака, в котором напрямую сообщаются атмосферная среда и теплоноситель.

Концептуальная схема действия схемы: увеличение температуры провоцирует возрастание теплоносителя в объеме и, как следствие, его уровень в расширительном сборнике. Некоторое количество воздуха из бака выводится через патрубок. При понижении температуры уменьшается уровень топлива в резервуаре, и его место занимает внешний воздух, поступающий из патрубка.

В закрытой системе отопления с принудительной циркуляцией задействуется расширительный резервуар, находящийся под давлением. Он представлен в виде металлической емкости высокой прочности, состоящей из пары завальцованных частей. В баке размещена резиновая жаропрочная мембрана и содержится небольшое количество газа (азот, закаченный производителем или накопленный в системе воздух). Мембрана делит резервуар на две половины: в одну поступают избытки теплоносителя, появляющиеся при нагревании, другая предназначена для воздуха или азота, не взаимодействующих с топливом. Действие системы следующее: теплоноситель подается в расширительный бак при нагревании, и попадает в мембрану. В процессе остывания газ по другую сторону мембраны выталкивает теплоноситель назад в систему.

Выбор циркуляционного насоса


Качественный насос для системы отопления с принудительной циркуляцией должен соответствовать критериям:

  • энергосбережения;
  • простоты и надежности в эксплуатации.

Мощностные характеристики определяются габаритами жилого помещения, которое необходимо обогреть. Например, для отопления площади 250 кв.м необходим циркуляционный насос с мощностью 3,5 куб.м/ч и напором 0,4атм.
Кроме этого, на выбор оборудования влияют расчеты из проекта системы отопления. К ним относятся:

  • материал труб, предназначенных для монтажа и их диаметр;
  • общий метраж схемы;
  • количество обогревательных приборов;
  • вид теплоносителя.
Читайте также:
Навес над крыльцом частного дома: примеры и варианты исполнения, отзывы

Самостоятельный подбор насоса может вызывать ряд трудностей, поэтому лучше всего получить консультацию у грамотного специалиста по данному вопросу.

Необходимость соблюдения уклона труб

При монтаже отопительной системы с принудительной циркуляцией теплоносителя соблюдение требований к уклону труб необязательно. Тепломагистрали устанавливаются прямолинейно или с малозначительным скатом по отношению к сливу. Это облегчит слив теплоносителя перед проведением ремонтных работ или при возникновении ситуации, когда системе предстоит длительный простой.

Диаметр труб в принудительной системе

Отопительная система, в которую включен циркуляционный насос, не предъявляет особенных требований к трубопроводу. Для такой схемы не имеет значения, какого размера и состава трубы будут переносить тепло. Таким образом, можно использовать недорогие модели небольшого диаметра. Это позволит сэкономить приличную сумму при организации отопления. Не следует забывать, что параметры труб берутся во внимание при приобретении циркуляционного насоса.

Важно понимать, с меньшими диаметрами трубопровода в системе с принудительной циркуляцией растет и сопротивление.

Главный минус принудительного отопления

Так как отопление дома с принудительной циркуляцией работает только с циркуляционным насосом. Следовательно, такой насос нуждается в стабильной и качественной подаче электричества.

Это является единственным и самым большим минусом отопления дома с принудительной циркуляцией. Например, у вас отключили электричество. Отопления нет. Авария в электрических сетях — отопления нет. Упало напряжение в сети — насос не выдает номинальной мощности – опять отопления нет.

Как улучшить систему с принудительной циркуляцией?

Желательно конечно хорошо утеплить трубы систем отопления, чтобы минимизировать потери драгоценного тепла. Тогда будет экономично. Главное при выборе в свой дом системы с принудительной циркуляцией не ошибиться при ее расчете.

Необходимо обратить пристальное внимание на количество тепловых приборов, количество контуров отопления, подбор оптимального диаметра труб и мощность насоса.

Именно с нарушением этих законов возникает больше всего проблем. То неправильно рассчитали количество приборов, то заузили трубопроводы и тепла радиаторам не хватает, то поставили слабый насос, который работает на износ и так далее.

Система водяного отопления с принудительной циркуляцией: схемы, варианты реализации, технические тонкости

Многие современные решения водяного обогрева домов требуют применения насосной группы. Проектирование и монтаж системы отопления с принудительной циркуляцией необходимо осуществлять с учетом технических моментов, возникающих по причине быстрого движения теплоносителя.

Высокое давление в отопительном контуре позволяет реализовать множество схем разводки. Согласитесь, это немаловажное преимущество отопительной системы с принудительной циркуляцией. Однако обустройство такой схемы требует грамотного проектирования.

Мы расскажем вам, по каким характеристикам подбирают основные рабочие узлы системы, а также подробно распишем возможные варианты разводки магистрали и способы организации отопительного контура.

Технические особенности основных узлов системы

Принудительная схема отличается от естественной добавлением одного или нескольких циркуляционных насосов. По причине увеличения давления и скорости движения теплоносителя, правила формирования узлов и расположения элементов контура меняются.

Этот факт необходимо учитывать, чтобы обеспечить качественное отопление при принудительной циркуляции.

Общие требования к насосной группе

Циркуляционные насосы выбирают исходя из требований по объему перегоняемой воды (кубометр в час) и напору (метр). Расчет обоих параметров зависит от кубатуры отапливаемого жилья и способа отопления, а также длины водяного контура и диаметра его труб.

Насос следует выбирать, чтобы его параметры не были “впритык” к требованиям системы. Это позволит добавить в случае необходимости элементы к контуру без замены насоса.

В основном насосы рассчитаны на напряжение в 220 Вольт, но есть и с поддержкой 12 Вольт. При скачках напряжения необходимо поставить стабилизатор, для предотвращения выхода устройства из строя.

В случае частых отключений электроэнергии нужно позаботиться о наличии источника бесперебойного питания. Нет необходимости брать мощный ИБП – для обогрева частных домов редко применяют устройства с потреблением более 150 Ватт в час.

Условно циркуляционные насосы можно разделить на два вида по положению двигателя. Устройства с сухим ротором имеют более высокий КПД, но обладают повышенным уровнем шума и пониженным ресурсом, чем с мокрым ротором.

Если разводка системы предоставляет возможность для естественного движения теплоносителя по контуру, то насос необходимо монтировать через “байпас”. В этом случае, при его поломке или отключения электроэнергии возможно переключение отопления на режим гравитационной циркуляции.

Через неработающий насос вода тоже может перемещаться, однако он создаст сильное сопротивление ее движению.

Особенно актуальна проблема остановки насоса при использовании печного или каминного отопления. В этом случае печь продолжит нагрев теплообменника и возможно закипание воды в нем и выхода надолго всей системы из строя.

Лучше выполнять монтаж насоса на обратной трубе, потому что более низкая температура воды позволит продлить срок его службы. Если же нет возможности установить насос в ином месте, кроме как на трубе, выходящей из котла, то следует использовать насос с керамическими уплотнителями.

Хотя они выдерживают температуру до 110°С, но при закипании системы и у них могут возникнуть проблемы с функционированием.

Полезная информация по выбору циркуляционных насосов для отопительной системы приведена в статьях:

Тонкости выбора котлов и печей

Применение в качестве генератора тепла электрических и газовых котлов, печей длительного горения привлекательно с позиции простоты контроля поступления тепла через теплообменник.

Применение твердотопливных печей, особенно самодельных конструкций, чревато недостаточным или излишним выделением тепла. Однако их использование часто обосновано с позиции дешевизны и доступности топлива.

Сейчас доступно множество моделей электрических и газовых котлов с интегрированным насосом. С одной стороны встроенная система циркуляции подобрана по мощности котла и позволяет не заниматься покупкой и установкой отдельного насоса. С другой стороны в случае поломки встроенного насоса, его не так просто будет починить или заменить, как отдельный.

Требования к котлу при использовании принудительной циркуляции такие же, как и при естественной:

  • Расчет мощности котла – показатель должен удовлетворять потребностям отопления дома в самых жестких условиях для определенной местности. Желательно иметь небольшой запас по мощности (10-20%) по причине возможных форс-мажорных обстоятельств, которые могут возникнуть в системе отопления.
  • Предупреждение закипания теплоносителя в теплообменнике. Это требование при использовании комбинации “печь – насос” выполнить легче, чем при гравитационной модели движения жидкости.
Читайте также:
Обзор электрических конвекторов мощностью 500 Вт

Для предотвращения закипания воды в теплообменнике котла достаточно установить регулировку мощности в зависимости от температуры выходящей жидкости. Этот способ действует при любом виде циркуляции.

Для печей при естественной циркуляции нет возможности предотвратить закипание теплоносителя в случае чрезмерного количества загруженного топлива. Единственным вариантом при наличии насоса остается увеличение объема прогоняемой жидкости через теплообменник.

Причем такую противоаварийную систему можно сделать автоматической с использованием термостата и блока регулировки скорости насоса.

Монтаж и проверка водяного контура

При схеме отопления с использованием принудительной циркуляции будут более высокие скорости движения воды, чем в гравитационной модели. Поэтому, можно использовать меньший диаметр труб при одинаковых параметрах обогрева здания. Это удешевляет стоимость водяного отопления в части затрат на трубы, фитинги и арматуру.

Кроме того, меньшие по диаметру элементы контура легче спрятать в технологические ниши или вписать в интерьер помещений.

По сравнению с естественной циркуляцией к гидростатическому давлению столба жидкости добавится возросшее гидродинамическое давление потока. Поэтому во избежание образования протечек или, тем более, прорыва системы необходимо придерживаться некоторых правил.

В случае перехода от гравитационной циркуляции к принудительной нужно ликвидировать все, даже незначительные протечки в контуре. При увеличении давления скорость протекания возрастет, что кроме проблемы в помещении вызовет уменьшение количества теплоносителя и излишнюю его аэрацию (насыщение воздухом).

Перед наступлением отопительного периода необходимо провести гидравлические испытания прочности контура с максимально используемым или даже немного более высоким давлением. Это позволит выявить проблемы и ликвидировать их до наступления холодов, когда длительная остановка отопления для ремонта нежелательна.

Так как скорость перемещения теплоносителя будет больше, чем 0,25 м/с, то согласно СНиП 41-01-2003 нет необходимости выдерживать постоянный уклон труб для удаления воздуха из контура. Поэтому при принудительной циркуляции монтаж труб и радиаторов немного более простой, чем при гравитационной схеме.

Варианты отопления при принудительной циркуляции

Применение принудительной циркуляции позволяет отойти от принципа проектирования разводки с обязательным учетом перепада гидростатического давления, которое необходимо для функционирования при гравитационной схеме.

Это добавляет вариативности при моделировании геометрии водяного контура и предоставляет возможность использования таких решений, как коллекторное отопление или теплый пол большой площади.

Применение верхней и нижней разводки

Любую схему отопления можно условно отнести к верхней или нижней разводке. При верхней разводке горячая вода поднимается выше приборов отопления, а затем, стекая вниз, обогревает радиаторы. При нижней – горячая вода подается снизу. У каждого варианта есть свои положительные стороны.

Верхнюю разводку также применяют при естественной циркуляции. Поэтому отопительные контуры такого типа позволяют использовать оба вида циркуляции. Это, во-первых, предоставляет возможность выбора, а во-вторых, повышает надежность системы.

В случае отключении электричества или поломки насоса движение воды по контуру будет продолжено, пусть и с меньшей скоростью.

При использовании нижней разводки общая протяженность труб меньше, что сокращает затраты на создание системы. Кроме того, нет необходимости прокладки стояков на верхнем этаже, что хорошо с позиций дизайна помещений. Нижнюю подающую горячую воду трубу прокладывают или в подвале, или на уровне пола первого этажа.

Разновидности однотрубных схем подключения

Однотрубная схема использует одну и ту же трубу для подачи горячей воды к радиаторам и отвода холодной к нагревательному котлу. При такой разводке почти вдвое сокращается длина используемых труб, уменьшается количество фитингов и запорной арматуры.

Однако нагрев радиаторов происходит последовательно, поэтому рассчитывая количество секций необходимо учитывать постепенное уменьшение температуры подаваемого теплоносителя.

Однотрубные схемы могут быть реализованы в горизонтальном и вертикальном вариантах. При принудительной циркуляции, в случае использования вертикальных стояков можно осуществлять подвод горячей воды не только сверху, но и снизу.

Целесообразность использования того или иного варианта зависит не только от удобства проведения труб, но и от максимально допустимого количества радиаторов на одном стояке однотрубного контура.

Подключать радиаторы отопления можно двумя способами:

  • Последовательное подключение – теплоноситель протекает через все радиаторы. В этом случае необходимо минимальное количество труб, однако в случае необходимости отключения одного из радиаторов, придется остановить всю ветку системы.
  • Подключение через байпас – теплоноситель может протекать в обход радиатора по установленному отводку. С помощью системы кранов можно перенаправить поток мимо радиатора, что позволит провести его ремонт или демонтаж без остановки отопления.

Однотрубную схему часто используют при отоплении, однако в случае наличия большого количества радиаторов, для их равномерного нагрева применяют другой вариант.

Способы применения двухтрубного варианта

Схему контура отопления с использованием второй трубы для отвода остывшей воды к котлу называют двухтрубной системой. Метраж труб увеличивается, как и количество соединений и устройств.

Однако система имеет важный плюс – к каждому радиатору подается теплоноситель одинаковой температуры. Это делает двухтрубный вариант очень привлекательным.

При водяном отоплении с принудительной циркуляцией используют и горизонтальную, и вертикальную разводку. Причем при вертикальном варианте возможно применение верхней и нижней подачи горячей воды.

Так как температура подводимой воды ко всем радиаторам одинаковая, то геометрия контуров зависит только от следующих факторов:

  • экономия материалов – минимизации метража труб и количества соединений;
  • легкостью проведения контура отопления через стены и перекрытия;
  • эстетическая привлекательность – возможностью вписать отопительные элементы в интерьер помещений.

В зависимости от движения горячей и охлажденной воды двухтрубные схемы подразделяют на два типа:

  1. Попутные. Движение в обеих трубах происходит в одном направлении. Цикл круговорота теплоносителя имеет одну и ту же длину для всех радиаторов в этой части системы, поэтому скорость их нагрева одинакова.
  2. Тупиковые. В попутной схеме радиаторы, расположенные ближе к котлу нагреваются быстрее. Однако для систем с принудительной циркуляцией это не сильно важно по причине значительной скорости воды в контуре.
Читайте также:
Обои для интерьера в эко-стиле: как выбрать рисунки и оттенки + 48 вариантов

При выборе между попутным и тупиковым вариантом руководствуются условием удобства проведения обратной трубы. В вертикальных схемах при нижней разводке получается тупиковая система, а при верхней – попутная.

Использование распределительного коллектора отопления

Еще одним популярным способом организации отопления сейчас является создание коллекторной схемы. В какой-то мере эту схему можно назвать подвидом двухтрубной, хотя применяется она и в организации однотрубных отопительных контуров.

Только распределение горячего теплоносителя и сбор охлажденного происходит не с главного стояка, а со специальных распределительных узловых устройств – коллекторов. Такая система устойчиво работает только с применением принудительной циркуляции.

Распределительный узел для двухтрубной системы представляет собой сложную комбинацию подающего и возвратного коллекторов, с помощью которых осуществляется сбалансированная по температуре и давлению подача теплоносителя.

Каждая ветка устройства питает один элемент отопления или их небольшую группу. Ветки, как правило, расположены под полом, каждый этаж многоэтажного здания обслуживает один установленный в центре коллектор.

Несмотря на очевидные плюсы такого варианта организации отопления, у коллекторной системы есть два значительных минуса:

  • наибольшая протяженность трубопроводов, поэтому этот вариант организации водяного контура требует немалых денежных вложений;
  • сложность изменения контура – трубы при таком варианте расположены обычно под полом или в стенах, поэтому в случае добавления отопительных приборов внести какие либо корективы будет очень трудно.

Все коллекторы монтируют, как правило, в специальный шкафчик, так как запорная арматура располагается там же и к ней необходим доступ. Размещение кранов в одном месте очень удобно.

В случае потребности включения или отключения радиаторов или возникновения нештатной ситуации достаточно иметь доступ к шкафу и нет необходимости посещать все помещения.

Системы отопления с принудительной циркуляцией

Циркуляция в системе отопления дома может быть естественной и принудительной. Системы с естественной циркуляцией позволяют обогревать только одноэтажный дом сравнительно небольших размеров, являются менее эффективными и функциональными. Поэтому наиболее широкое применение сегодня имеют системы, в которых осуществляется принудительная циркуляция теплоносителя.

ТМ Ogint представляет современные радиаторы для эффективной работы отопления данного типа. Также мы выпускаем и реализуем качественные монтажные комплектующие и трубопроводную арматуру.

Состав системы с принудительной циркуляцией

Современная система водяного отопления с принудительной циркуляцией состоит из следующих основных компонентов:

  • котел. Возможно использование любых типов котельного оборудования;
  • разводка трубопровода;
  • отопительные приборы. Оптимальным выбором будут радиаторы Ogint. Наиболее высокую эффективность обеспечивают алюминиевые радиаторы Ogint — Classic, Delta Plus и Alpha, которые оптимально приспособлены к работе в автономных системах;
  • циркуляционный насос, который может устанавливаться отдельно или быть вмонтированным в котел;
  • закрытый расширительный бак.

Принцип работы и особенности системы с принудительной циркуляцией

Главной особенностью систем этого типа является то, что циркуляция теплоносителя поддерживается не за счет естественной разницы давлений, а принудительным путем при помощи циркуляционного насоса. Этот насос развивает необходимое давление, обеспечивая стабильную скорость движения воды по трубам. Он может устанавливаться как на подающей, так и на обратной магистрали.

Более предпочтительной является установка насоса на обратной магистрали, поскольку здесь он не подвергается воздействию высоких температур, что повышает его эксплуатационный ресурс.

Принудительный принцип движения теплоносителя позволяет использовать практически любые типы котлов для отопления частного дома. При этом оборудование может работать с умеренным температурным режимом: не требуется сильный нагрев воды для обеспечения ее циркуляции.

Важной составляющей является расширительный бак, который принимает излишки теплоносителя при его расширении. В данном случае используется герметичный бак, поэтому система также называется закрытой. Бак оснащается мембранным клапаном, который открывается при увеличении давления в системе выше определенного значения. Вода поступает в бак, давление в системе снижается до нормы, и клапан закрывается. При снижении давления в трубопроводе мембранный клапан открывается и выпускает воду в систему. Таким образом поддерживается стабильное давление, которое необходимо для нормальной и безопасной работы отопления.

Схема разводки труб при принудительной циркуляции может быть самой разной. Может применяться как однотрубная, так и двухтрубная разводка. Для одноэтажных зданий используется горизонтальная система. Схема отопления двухэтажного дома с принудительной циркуляцией будет вертикальной (с использованием вертикальных стояков). Также эта схема позволяет отапливать и здание большей этажности.

По принципу движения теплоносителя система может быть тупиковой (встречной) и попутной. Встречная является более простой и дешевой. Попутная схема движения теплоносителя обеспечивает оптимальную сбалансированность системы особенно при значительной протяженности трубопроводов, например, если отапливается большой трехэтажный дом.

Выбор радиаторов осуществляется, исходя из показателей эффективности и надежности. Оптимальным вариантом будут алюминиевые радиаторы Ogint, которые обладают максимальной теплоотдачей и небольшим внутренним объемом.

Преимущества и недостатки систем с принудительной циркуляцией

Системы отопления с принудительным движением теплоносителя получили широкое распространение благодаря следующим преимуществам:

  • возможность организации эффективного отопления при большой протяженности трубопроводов;
  • быстрый нагрев всех радиаторов в системе;
  • меньший диаметр труб для подключения котла и радиаторной системы, что существенно снижает затраты на материалы;
  • работа котла с оптимальным температурным режимом, что дает экономию энергоносителя и увеличивает ресурс оборудования;
  • простота монтажа за счет отсутствия необходимость обеспечивать уклон трубопроводов;
  • отсутствие необходимости постоянно контролировать уровень теплоносителя — система замкнутая, и вода не испаряется;
  • в качестве теплоносителя может использоваться антифриз;
  • широкий выбор возможных вариантов разводки труб;
  • эффективная и быстрая регулировка давления.

Имеются у отопления с принудительной циркуляцией и некоторые недостатки.

Главным недостатком является то, что система этого типа всегда зависит от электроснабжения, поскольку при аварийных отключениях электроэнергии циркуляционный насос не работает. Чтобы обеспечить стабильное отопление и предотвратить замерзание теплоносителя в таких аварийных ситуациях, рекомендуется использовать резервный электрогенератор.

Также недостатком систем с принудительной циркуляцией можно назвать наличие дополнительного механизма (циркуляционного насоса), который подвержен износу и может выходить из строя.

В системах с большой протяженностью трубопроводов размер расширительного бака может быть очень значительным. Дело в том, что закрытый бак заполняется не более чем на 30-60% объема. В результате могут потребоваться дополнительные решения по размещению бака.

Читайте также:
Сколько бетона требуется на возведение фундамента

В целом же, системы с принудительной циркуляцией — это оптимальное решение для большинства частных домов. Также они могут применяться и в квартирах. Использование передовых радиаторов Ogint позволит добиться максимальной эффективности в работе отопления.

Как сделать садовую бетонную дорожку при помощи опалубки?

Трафарет с полыми отсеками предназначен для создания из бетона фигурных элементов покрытия, имитирующих кирпичную или каменную кладку. Это приспособление помогает быстро изготовить оригинальную прямую или петляющую тропинку без существенных затрат финансов. Готовые плиты и камни для мощения стоят намного дороже. Опалубка пригодна для украшения площадок на садовом участке, перед частным домом или беседкой. Конфигурация отсеков может быть различной — в виде неправильных многоугольников или с плавными линиями.

Для выполнения работы достаточно одного изделия многоразового использования. Оно прослужит не менее 5 лет, рассчитано примерно на 2000 плиток. Но удобнее мостить двумя-тремя трафаретами, тогда не будет простоев из-за необходимости ждать застывания раствора. Добавив красящий компонент, добиваются большого сходства с брусчаткой из натурального камня.

Достоинства и недостатки

Преимущества форм для садовых дорожек:

  • возможность сравнительно быстро вымостить большую площадь, скорость намного выше, чем при укладке плитки;
  • привлекательный внешний вид;
  • выполнение разнообразных сложных узоров, имитации природных материалов, большой выбор вариантов дизайна;
  • разнообразие конфигураций;
  • доступная цена;
  • многократное применение;
  • простота использования.
  • внешне дорожка из бетона уступает мощеной натуральным камнем;
  • по сравнению с тротуарной плиткой большого размера и бетоном, залитым сплошным слоем, скорость выполнения работы ниже.

Классификация по материалу:

  1. Пластиковая (полипропиленовая), самая долговечная. Размеры: 40х40, 60х60, 60х70 см, толщина стенок — 6-7 мм, вес — до 1,5 кг. После заливки раствора получается сплошная плита толщиной около 2 см, а на ней несколько камней немного большей толщины, разделенных швами. Второй вариант позволяет создать полностью независимые друг от друга элементы. Полипропиленовые формы можно только купить, их цена — от 550 руб/шт. Стоимость зависит от габаритов и конфигурации.
  2. Деревянная. Опалубку для бетонной дорожки делают своими руками из деревянных брусков с сечением 5х5 см, соединив их скобами или с помощью шипов и пазов на торцах. Форма бывает разнообразной — прямоугольная решетка, трапеция, треугольник и т. п. Теоретически возможно и изготовление криволинейных элементов, но для этого потребуется специальное оборудование. Проще купить готовый вариант из пластика.
  3. Металлическая. Из обручей от старой бочки или тонких полосок из листового железа шириной 5 см тоже выйдет самостоятельно сделать трафарет любой конфигурации. Края загибают молотком, концы полос скрепляют.

Форма опалубки бывает квадратной, прямоугольной или неправильной:

  • Прямоугольники. Расположены в виде простой решетки или со смещением (под кладку из кирпича).
  • Круглые камни.
  • Треугольники.
  • Многоугольники. Сочетают обычно трех-, четырех- и пятиугольники неправильной формы.
  • Криволинейные фигуры.

Инструкция по приготовлению бетонного раствора для садовой тропинки

Бетон при мощении дорожки делают из цемента марки не ниже М300, оптимально — М400 или М500. При покупке необходимо обращать внимание на срок изготовления. Если цементу более 3 мес, то для дорожных покрытий его использовать нельзя. Песок нужно приобрести средней фракции, речной или карьерный мытый, щебень подойдет фракции 5-10 мм. Пропорции:

  • цемент — 1 часть;
  • песок — 3 ч;
  • щебень — 3 ч.

Покрытие будет неизбежно подвергаться воздействию атмосферных осадков, очень высоких и низких температур, их перепадов, механическим нагрузкам. Поэтому обязательно дополнительно вносят добавки, повышающие прочность, морозо- и влагоустойчивость:

  • готовые профессиональные пластификаторы;
  • силикатный клей;
  • фиброволокно, оно заменяет армирование;
  • специальные виды сухой проникающей гидроизоляции для бетона;
  • жидкие комплексные добавки, они повышают прочность на 30-50%, морозоустойчивость — в три раза, влагостойкость — на несколько ступеней.

Все перечисленные средства вносят по инструкции в процессе замешивания. Воду добавлять до получения консистенции средней густоты. Жирный раствор плохо распределяется по форме, быстро трескается после заливки, слишком жидкий будет растекаться. В сухую смесь можно вводить цветные порошки для бетона, затем вливают воду. Таким образом добиваются имитации оттенков натурального камня или придают элементам тропинки необычный цвет.

Пошаговая инструкция по мощению с помощью опалубки

Для выполнения работы понадобятся:

  • лопата;
  • колья и веревка для разметки;
  • геотекстиль;
  • щебень средней и крупной фракций;
  • песок речной или карьерный мытый;
  • ручная трамбовка;
  • цементно-песчаная смесь;
  • емкость для замешивания;
  • опалубка;
  • специальная смазка К-222 или мыльный раствор;
  • шпатель;
  • брезент или пленка;
  • материалы для оформления швов и поверхности элементов покрытия.

Порядок действий по созданию садовой тропинки с помощью одной опалубки своими руками:

1. Нарисовать схему на бумаге или компьютере. Рассчитывая ширину, сделать запас на толщину формы и дополнительно по 10 см с обеих сторон. При составлении чертежа учесть необходимость небольшого уклона для стока дождевой и талой воды.

2. Установить разметку из кольев, натянуть между ними веревку.

3. Выкопать по разметке траншею глубиной 15-20 см.

4. Выровнять дно. Удалить камни, корни растений, мусор. Утрамбовать расчищенную поверхность.

5. Засыпать небольшой слой песка. Выровнять и утрамбовать его.

6. Настелить геотекстиль. Его края должны заходить на откосы и на 5-10 см выступать над уровнем земли. Полосы кладут с нахлестом не менее 15 см друг на друга.

7. Выровнять слой геотекстиля. Скрепить полосы степлером.

8. Засыпать примерно по 5-10 см щебня. Разровнять и утрамбовать его, щебень рекомендуется выбирать с округлыми краями, острые повредят геоткань. Самый прочный и морозоустойчивый вид — гранитный.

9. Настелить еще один слой геотекстиля.

10. Насыпать до 10 см песка. Готовая дорожка в саду должна быть чуть выше уровня почвы, иначе на ней будет скапливаться вода.

11. Приготовить бетонную смесь.

12. Увлажнить песок в траншее.

13. Намазать форму изнутри смазкой К-222, мыльным раствором или отработанным автомобильным маслом.

14. Установить опалубку. Заполнить ее составом, излишки снять шпателем.

15. Через полчаса снять и поставить рядом, вплотную к готовому элементу, снова залить смесь. Таким образом оформить всю поверхность.

Читайте также:
Платяной шкаф, и фото его моделей, их особенности а также плюсы и минусы

16. Покрытие накрыть брезентом или полиэтиленом. Оставить на два дня, периодически поливая водой.

17. Через 5 дней засыпать швы песком, гравием или землей.

18. Дополнительно можно обработать гидрофобизатором — специальным средством, образующем на бетонной поверхности водоотталкивающую пленку. Дождевая вода будет просто стекать.

19. Ходить по тропинке разрешено через 5 дней, ставить автомобиль не ранее, чем через три недели.

При желании устанавливают по бокам дорожки бордюрные камни. Это делают до начала изготовления элементов покрытия. Тогда пустоты между бордюром и искусственными камнями будут тоже заполнены раствором. Использование сразу нескольких форм значительно ускорит работу.

Устраивать тропинку прямо поверх грунта, без предварительной засыпки песка и гравия нельзя. Она быстро растрескается, элементы станут выпирать над землей.

Варианты украшения дорожек

Придают необычный вид следующими способами:

  • Добавить красящий пигмент в раствор или применять специальный белый цемент. Можно комбинировать два-три цвета.
  • Сразу после заливки просто обработать грубой щеткой.
  • Настелить пленку и насыпать на нее камни. Вдавить их в залитый бетон, пленку с гравием убрать.
  • Использовать опалубку нескольких разных конфигураций.
  • Вдавить обломки плитки из кафеля, гальку, стеклянные шарики, ракушки, кусочки дерева и т .п. Выровнять поверхность мастерком.
  • Посадить на стыках газонную траву.
  • Укладывать трафареты неправильной формы в разных направлениях. Получится тропинка с необычными неровными краями.
  • Оставить отпечатки крупных листьев, стеблей травы, детских ладоней или ступней ног.
  • Засыпать в швы цветной сыпучий материал — мраморную крошку, песок, древесную стружку.

Мощение с помощью опалубки для заливки садовых дорожек — простой, доступный способ самому украсить территорию перед дачным домом. Своими руками элементы можно сделать из деревянных брусков или листового железа. Готовые изготавливают из полипропилена, их цена невысока. Заполняют трафареты бетоном с добавками, повышающими морозо- влагоустойчивость, прочность. Для придания завершенного вида украшают поверхность плиток и швы между ними.

Практично и красиво: заливаем садовую бетонную дорожку своими руками

Один из способов благоустроить сад, двор частного дома или территорию дачи – изготовить бетонные дорожки своими руками. Такие сооружения популярны в частном секторе благодаря простоте изготовления.

Достоинства бетонных дорожек

Облагородить пешеходные тропинки можно разными способами: засыпать керамзитом или гравием, настелить плитку или залить бетоном.

Дорожка из бетона – оптимальное решение для тех, кто хочет изготовить ровное, прочное, долговечное, эстетичное покрытие для улицы и существенно сэкономить, а также возможность проявить творчество.

Как сделать бетонную дорожку

Изготовить бетонную дорожку своими руками легче и быстрее, чем уложить покрытие из плитки, сделанной своими руками или на производстве.

Видео: Заливка бетонной дорожки своими руками

Изготовление бетонной дорожки своими руками. Пошаговая инструкция

Рассмотрим пошагово, как делать бетонную дорожку.

Шаг 1. Проектирование дорожек

Перед тем как приступить к процессу изготовления дорожки, необходимо выбрать место и провести предварительные расчеты, чтобы сделать все правильно.

Хорошо продумайте, где будут пролегать дорожки, какую форму и конструкцию они будут иметь:

Выбирайте места для дорожек, где уже естественным образом сформировался трафик движения.

На небольшом участке бетонные дорожки могут быть узкими, но, если территория позволяет, желательно запроектировать ширину не меньше 60– 80 см.

Определитесь, будут ли использоваться бордюры. В случае, если вы решили обойтись без них, дорожку надо немного приподнимать над уровнем почвы.

Не стоит прокладывать бетонные дорожки под крупными деревьями; их корни могут со временем повредить покрытие, а капающая с крон вода будет создавать благоприятные для коррозии бетона условия.

Избегайте устройства дорожек над коммуникациями; это может затруднить их ремонт.

Использовать ли бордюры?

Для дорожек из брусчатки бордюры необходимы. В случае с бетонным покрытием на этот вопрос однозначного ответа нет.

красивый ровный край дорожки;

края дорожки не крошатся и не осыпаются;

защита от проседания;

уменьшение объема земельных работ.

Минусы бордюров – удорожание и усложнение работ.

Следующий шаг – разметка.

Шаг 2. Разметка дорожек

Определившись с местоположением, шириной и конфигурацией будущих дорожек, приступайте к разметке.

В целях предотвращения появления луж на дорожке должен быть предусмотрен уклон. Достаточно сделать уклон 2 мм на каждый метр дорожки. Особенно важен уклон поперек дорожки, но и в продольном направлении желательно его предусмотреть. Направляйте сток в сторону естественного снижения рельефа, чтобы вода не застаивалась; не отводите воду в сторону зданий, особенно, если дорожка примыкает к стене дома.

Для определения уровня используют нивелир или уровень, с помощью которого выставляются отметки.

По периметру дорожки вбить колышки через каждые 3–5 м и обязательно в углах.

Натянуть бечевку или леску по отметкам.

Шаг 3. Подготовительные работы

После того, как дорожки размечены, начинается этап подготовительных работ.

На этом этапе устанавливаются бордюры, если они будут использоваться, либо сооружается опалубка.

Как устанавливаются бордюры:

Вдоль краев дорожки лопатой выкапываются канавки.

На дно канавок наливается бетонный раствор.

На бетон устанавливаются бордюры и уплотняются путем постукивания резиновым или деревянным молоком. Верхний край бордюров ориентируется по натянутой леске.

По леске выравниваем внутренний край бордюра.

Устройство опалубки и песчаной «подушки»

Если бордюры не используются, устанавливают опалубку:

Выкапывают траншею по ширине дорожки глубиной 15–20 см, если дорожка пешеходная или 20–40 см для дорожки, по которой будет ездить транспорт, либо для дорожки на слабом грунте.

Уплотняют грунт трамбовкой либо несколько раз проливают водой и дают высохнуть.

Для опалубки применяют доски толщиной 20–30 см (у необрезной доски нужно обрезать один край) либо толстую фанеру (10 мм), нарезанную полосами шириной 15–20 см. Верхний край опалубки выравнивается по натянутой леске. Для укрепления опалубки можно засыпать ее землей с внешней стороны.

Применение фанеры имеет свои преимущества и недостатки. Фанера легко гнется, позволяя придать дорожке плавную форму, но она менее устойчива, чем доска, поэтому колышки придется вбивать чаще.

Через каждые 1,5–2,5 м дорожки необходимо установить поперечные перегородки из дерева, металла или стекла. Таким образом, бетон будет заливаться секциями, а между плитами останутся температурно-деформационные швы, компенсирующие сезонные нагрузки. Если планируется армирование дорожки, перегородки можно делать реже.

Читайте также:
Ремонт металлических входных дверей: как самостоятельно починить полотно

Опалубку смазывают моющим средством или отработкой, чтобы впоследствии ее легко было снять.

Поверх уплотненного грунта устраивают основание дорожки – настилают геосетку или геотекстиль и насыпают песок либо песчано-гравийную смесь. Песок выполняет роль «подушки», уменьшающей деформации бетона и несет дренажные функ ц ии, а прослойка из текстиля необходима для предотвращения попадания песка в почву.

Песок или ПГС насыпают чуть больше, чем на половину глубины траншеи. Другой вариант – на слой песка насыпать слой щебня.

Выбирая щебень для дорожки, не забывайте, что вам нужно получить ровное покрытие. Крупный щебень усложняет эту задачу, поэтому выбирайте материал с фракцией 5–20 мм.

Армирование

Для укрепления дорожек, особенно тех, которые будут подвергаться большим нагрузкам, предотвращения трещин, необходимо армировать их металлической сеткой толщиной 3–5 мм и размером ячеек 50-100 м м. В местах температурных швов сетку разделяют.

Сетка укладывается так, чтобы сверху ее закрывал возможно больший слой бетона, минимум, толщиной 3 см. Это необходимо для защиты ее от коррозии.

Видео: Дорожка 2 года спустя

В частном строительстве для небольших садовых дорожек арматура применяется не всегда. Ее можно заменить добавлением в бетонный раствор фиброволокна. В случае, когда армирование производится, добавление фиброволокна обеспечивает дорожке дополнительную прочность.

Шаг 4. Приготовление бетонной смеси

Как залить бетонную дорожку своими руками?

Для заливки дорожек используют смеси на основе цемента марки 32,5-42,5 (по старой маркировке М400-М500).

Составы смеси могут быть разными, но обычно рекомендуют пропорцию: на одну часть цемента 2–3 части песка и 2–4 части щебня. Вода берется в таком количестве, чтобы получить густую смесь (примерно 1 часть).

Как приготовить бетонную смесь

Бетонный раствор замешивается бетономешалкой или строительным миксером в подходящей емкости. Обычно в бетономешалку засыпаются крупные заполнители, затем цемент и лишь после них заливается вода, но некоторые домашние мастера предпочитают сначала налить воду, затем насыпать заполнители и лишь в конце – цемент, поскольку в небольших бетономешалках таким способом получается более однородный раствор.

Заливая дорожки, приготавливают очень густой раствор, при этом в домашнем бетонировании из-за отсутствия профессиональных инструментов обработка бетона вибрацией обычно недоступна. Бетон нужной консистенции может лечь неплотно, с пустотами, что будет способствовать низкой эксплуатационной прочности покрытия. Поэтому в условиях самостоятельного бетонирования без применения специальной техники критически важный шаг – добавление в бетонную смесь пластификатора. Он снижает количество воды в смеси, одновременно повышая подвижность и удобоукладываемость раствора и прочность готового бетона. Некоторые пластификаторы обладают комплексным действием, обеспечивая гидрофобизирующие, водоредуцирующие и прочие свойства бетона. Жидкий пластификатор можно добавить в воду затворения либо непосредственно в бетон при замесе.

Видео: Садовая дорожка своими руками

Шаг 5. Укладка бетона

Бетонную смесь нужно уложить в опалубку слоем 4–6 см для пешеходных дорожек и 6–10 см для дорожек, которые будут использоваться для подъезда и парковки транспорта.

На разровненную ПГС укладывается полиэтиленовая пленка, вспененный полиэтилен или геотекстиль, а сверху заливается бетон.

В случае невозможности выполнить заливку раствора в один день прерывайте работу на температурном шве.

Бетон разравнивают доской или гладилкой. Хорошо выравнивает верхний слой имитация вибрации, выполняемая с помощью планки.

При этом на поверхности выделяется цементное молочко.

Шаг 6. Уход за бетоном

Залитый в форму бетонный раствор не просто высыхает: он застывает. Чтобы смесь из цемента, ПГС и воды стала прочным искусственным камнем, необходимо, чтобы в ней прошли реакции гидратации, в ходе которых образуются новые химические соединения. Для успешного протекания этих реакций требуются определенные условия: температура воздуха 18–20° С и высокая влажность.

При высыхании бетона реакции гидратации прекращаются, что негативно отражается на прочности готового изделии.

Поэтому через 3–4 часа, когда вынуты все маяки, бетон укрывают пленкой. В жаркую сухую погоду желательно в первые сутки несколько раз пролить бетон водой.

Через 5–7 дней можно снимать опалубку и давать небольшую нагрузку, но окончательной прочности бетон достигнет не ранее, чем через 4 недели.

Оптимальное время для заливки бетонной дорожки – поздняя весна либо ранняя осень, когда температура воздуха выше нуля, но не слишком жарко. При необходимости изготовить дорожку в условиях низких температур (5° С и ниже), используйте противоморозные добавки для бетона.

Декоративный бетон

Простая бетонная дорожка – практичное и красивое сооружение, но иногда, в соответствии с замыслом автора, требуется что-то более нарядное, например, введение цвета или имитация дорожки из брусчатки.

В этих случаях воспользуйтесь одним из многочисленных декорирующих приемов, которые можно применять самостоятельно. Комбинируя их, можно получать интересные декоративные эффекты.

На строительных рынках можно приобрести специальные пигменты любого цвета для бетона.

Обычный цемент имеет серый оттенок, который сохраняется и при подкрашивании, придавая любому цвету серый оттенок. Чтобы получить яркие цвета, применяйте специальный супербелый цемент.

Чтобы сэкономить пигмент и дорогой белый цемент, можно подготовить 2 вида раствора и залить двумя слоями: сначала обычный, а сверху цветной. Промежуток между заливками – не более 20 минут.

Подкрасить бетон можно не только в массе, но и на поверхности. Для этого можно использовать цветной закрепитель бетона. Его рассыпают по поверхности свежеуложенного бетона и разглаживают.

Затем, чтобы получить ровный тон без проплешин, рассыпают еще немного закрепителя и снова разглаживают. Верхний слой бетона таким образом окрашивается в выбранный цвет, но имеет сероватый оттенок и выглядит очень натурально.

Инкрустация

Хороший способ украсить бетонную дорожку – инкрустировать ее кусочками цветной плитки или галькой, вдавленными в поверхность свежеуложенного бетона. Можно выкладывать декоративные элементы произвольно или, в соответствии с задумкой, в виде орнамента.

Рельеф

Свежеуложенному бетону можно придать рельеф, имитирующий брусчатку, камень, дерево или другую фактуру методом штамповки. Формы для штамповки бывают мягкими и жесткими. Штампы прикладывают к бетону и прижимают, а затем снимают и присыпают рисунок песком; получается рельефный узор.

Читайте также:
Обустройство маленькой прихожей в хрущевке: фото, идеи- Обзор +Видео

Нанести рисунок на свежий бетон можно даже пальцем или шпателем.

После этого «швы» посыпают песком и дают бетону схватиться. Результат – рельефная поверхность.

Поверх рельефа можно нанести пропитку, которая может придать поверхности, к примеру, глянец, вид мокрого камня и другие декоративные эффекты.

Бетонные дорожки можно сделать своими руками, и они могут быть не только утилитарным, но и декоративным сооружением. Применяя приемы декорирования бетона можно создать садовую дорожку, по эстетическим качествам не уступающую сооружениям из брусчатки, сэкономив время и деньги. В условиях отсутствия специальной техники для обработки бетона большое значение приобретает использование специальных добавок для бетона, прежде всего, пластификаторов и фиброволокна, а при необходимости – противоморозных добавок и пропиток для бетона.

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

Читайте также:
Сколько порошка сыпать в стиральную машину – 2 случая, когда его нужно класть больше

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Делаем дорожки из бетона самостоятельно — пошаговое руководство и полезные советы

При благоустройстве придомовой территории отдельное внимание уделяется оформлению дорожного покрытия. Самыми доступными и эффектными считаются дорожки из бетона.

Читайте также:
Причины появления запаха канализации в квартире: инструкция что делать чтобы избавиться от запаха

Плюсы и минусы бетонных дорожек

К достоинствам бетонных дорожек относятся:

  • доступность и быстрота изготовления;
  • экономичность;
  • возможность создания различных форм;
  • многообразие для декора;
  • долговечность.

Наряду с достоинствами имеются и недостатки:

  • трудоемкость подготовительных работ;
  • возникновение трещин;
  • невозможность перепланировки;
  • обязательное устройство опалубочной конструкции;
  • потребность в бетономешалке (если планируется большой объем работ);
  • дорожки со временем дают усадку.

Из всех вышеперечисленных недостатков существенным является последний: в связи с проседанием грунта и вымыванием основания дорожки могут расползтись. Поэтому на участках, где имеется высокая глубина залегания грунтовых вод, такие тропы рекомендуется укладывать на высокую подушку или заливать сплошной лентой.

Кроме того, заливать тропинки рекомендуется только в сухую погоду, иначе подготовленные траншеи расползутся от дождя.

Необходимые инструменты и материалы

При устройстве садовых дорожек из бетона понадобятся:

  • доски для создания опалубки;
  • крепежные изделия;
  • арматурные стержни для укрепления конструкции;
  • рулетка, строительный уровень, моток веревки (можно шпагат), колышки для разметки;
  • деревянные рейки;
  • бетономешалка (при отсутствии придется воспользоваться большой емкостью для замешивания раствора);
  • щебень, песок, цемент марки М500;
  • добавки для гидроизоляции;
  • молоток, ножовка по дереву, грабли, правило.

Проект дорожки

На этом этапе необходимо продумать дизайн дорожек, поэтому перед началом работ желательно составить эскиз, в который будут входить:

  • план расположения дорожек;
  • привязка всех размеров к поворотам;
  • примерное указание ширины дорожной ленты;
  • обозначения мест, где необходимо подсыпание или срезание грунта.

На данном этапе продумывают дизайн будущих дорожек, поэтому до начала работ составляют эскиз.

Кроме того, необходимо учесть и такие нюансы, как возможная прокладка водопровода и канализации, телефонного кабеля, обустройство подъездной части.

Расчет веса строительных материалов

Прежде чем приступать к набору материалов, необходимо сделать правильные расчеты. Песок и щебень могут пролежать до следующего ремонта, цемент же к длительному хранению не пригоден. Поэтому сначала рекомендуется просчитать, какой объем стройматериалов понадобится для работы.

В зависимости от типа почвы рассчитывается толщина слоя бетона:

Болотистая почва Глинистая почва Суглинок
Бетон — 7-8 см

Помимо бетонной кладки, необходимо учитывать и песчаное основание, высота слоя которого составляет от 10 до 15 см.

Расчет веса стройматериалов производится по формуле ДхШхВ, где Д — длина дорожки, Ш и В — ширина и высота соответственно.

Например, нужна дорожка с шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 0,1 м. Высота песчаной подушки будет приниматься 10 см.

Тогда согласно формуле можно получить следующее:

  • при объеме песка (принимается строительный материал по ГОСТу) 1х5х0,1 = 0,5 м³ — вес песка из справочника будет равен 775 кг;
  • при объеме бетона 0,5 м³ соотношение среднего веса составит 1075 кг.

Исходя из расчета пропорций «цемент-песок-щебень» в частях 1:3:1 и общего веса кубометра бетона, равного по справочнику 1075 кг (общий вес разбивается на 5 равных частей), можно получить следующие значения:

  • цемент — 215 кг;
  • песок — 645 кг;
  • щебень — 215 кг.

Как выполнить разметку

Используя эскиз, следует обозначить места пролегания дорожек. Для этого необходимо воспользоваться колышками с натянутой между ними веревкой.

Для обозначения места пролегания дорожек используют колышки с натянутой между ними веревкой.

Колышки нужно вбивать в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда разметка всей дорожки будет полностью готова, можно приступать к земляным работам, т.е. к выемке грунта для устройства траншеи под тропинки.

На этом этапе необходимо снять верхний пласт земли для подготовки основания под дорожку общей высотой в 20 см (10 см песчаной подушки и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из щебня, то добавляют к этому еще 10 см.

По окончании земляных работ и подготовки траншеи под заливку бетона приступают к устройству опалубочной конструкции.

Как монтировать опалубку

В качестве опалубки используются обрезные доски или толстые фанерные листы с ровной внутренней поверхностью.

Если нет смазки, то можно использовать отработанное машинное масло.

Пошаговую инструкцию по устройству опалубки можно представить так:

  1. Установка досок производится в траншеи на предварительно подготовленное основание. Опалубку можно ставить сразу всю или постепенно, по мере освобождения досок, высота должна равняться высоте планируемой тропинки. Горизонтальность конструкции необходимо проверять строительным уровнем.
  2. На предварительно утрамбованное дно засыпают слои песка и щебня (при необходимости).
  3. Укладывают сетку из армированных стержней.
  4. Через каждые 2-2,5 м поперек траншеи устанавливаются доски толщиной до 20 мм, которые примут основную нагрузку при заливке бетонной смеси. Они же будут выполнять функцию компенсационных швов, благодаря которым бетонные полотна не растрескаются при температурных перепадах.

Если требуется устроить дорожки изогнутой формы, то вместо досок используются фанера или пластиковые панели, которые легко прогнуть в нужном направлении.

В целях экономии сил и снижения затрат на материалы опалубку можно монтировать частями.

Для опалубки подойдут обрезные доски.

Как обустроить подушку

Подушку устраивают для распределения нагрузки. Кроме того, выполняя роль дренажа, песчаный слой пропускает влагу и не дает деформироваться дорожкам.

На утрамбованное дно перед песчаной засыпкой можно уложить слой гидроизоляции, в качестве которой выступает геотекстиль, рубероид или агроволокно.

В регионах с почвой повышенной влажности и низкими температурами в зимнее время рекомендуется добавлять к песчаному слою щебневый — так бетонные сооружения не разъедутся вследствие пучения промерзающего грунта и не образуют трещин. Высота щебневого слоя должна лежать в пределах 10-12 см.

Подготовка бетона и замешивание

Исходя из расчетов составляется смесь из цемента, песка и щебня, в которую добавляется вода и пластификаторы. Состав замешивается и доводится до однородной сметанообразной консистенции средней вязкости.

Щебень используется средних фракций, размером 10-20 мм. При устройстве тропок с повышенной нагрузкой рекомендуется брать щебень с фракцией 40 мм.

Замес желательно производить с помощью бетономешалки, особенно это касается большого объема работ. Если бетономешалки нет, то придется изготавливать раствор вручную. Для этого в емкость засыпаются все компоненты и тщательно перемешиваются лопатой, после чего в смесь вливается вода и снова перемешивается до получения однородной массы.

Замешивание раствора.

Пластификаторы желательно использовать в небольшом количестве, для того чтобы удобнее было распределять заливку по траншее. Перебор с добавками может снизить прочность марки бетона.

Самую простую присадку-пластификатор можно приготовить самостоятельно, используя следующие исходные материалы:

  • силикатный клей;
  • гашеная известь;
  • ПВА;
  • любое моющее средство.

Вместо силикатного клея можно использовать жидкое стекло, а в качестве моющего средства подойдет стиральный порошок или хозяйственное мыло.

Если дорожки планируется устроить цветными, то с бетонной смесью необходимо разводить пигментные красители требуемого колера.

Армирование и заливка

В качестве армирующих элементов также можно использовать мелкие осколки битого кирпича, сетку Рабица, куски старой проволоки, обрезки металлической трубы и старые метизы. Если используется цельносварная сетка, то под нее необходимо подготовить опоры из кусков кирпича.

Перед заполнением дно траншеи рекомендуется пролить небольшим количеством воды во избежание проседания грунта под нагрузкой бетона. Во время заливки смесь необходимо протыкать в нескольких местах по всей площади, чтобы выпустить воздух.

После заливки весь раствор разравнивается граблями до появления цементного молочка. Залитую конструкцию желательно укрыть пленкой и оставить до полного застывания, периодически увлажняя поверхность во избежание образования трещин и пустот.

Рекомендуется заливать бетон таким образом, чтобы высота дорожки была на 3-5 см выше общего уровня грунта. Кроме того, желательно делать тропы слегка выпуклыми в центре. Это защитит дорожку от повреждений, загрязнения размывающейся почвы и от скопления луж.

При пересечении дорожками водопровода, канализации или мест прокладки кабеля необходимо применить футляр для предотвращения повреждения инженерных коммуникаций.

Заключительные работы

С краев удаляется мусор, места опалубки засыпаются грунтом и утрамбовываются. Через неделю самодельную дорожку можно вводить в эксплуатацию.

Если вновь устраиваемая бетонная тропинка присоединяется к старой или подходит встык к отмостке из бетона, то между ними желательно проложить термическую прокладку для образования деформационного шва. Это поможет создать подвижное соединение для того, чтобы бетонные сооружения не оказывали друг на друга взаимного давления.

Декор бетонных дорожек

Бетонные полотна на даче украшают для придания эстетичности садовому участку. Декорирование тропок можно производить либо перед заливкой, либо самое позднее — через сутки.

Существуют такие способы, как окрашивание, штамповка, применение различных форм и т.д.

Декорировать тропки можно перед заливкой или через сутки.

Покраска

Покраску дорожек можно производить либо на этапе замешивания раствора, либо после застывания готового дорожного полотна.

Для восстановления цвета (когда потребуется освежить старую краску) можно воспользоваться следующей инструкцией:

  1. Удалить грязевый слой с дорожки, для сегментных тропинок — убрать сорную траву в межплиточных швах.
  2. Снять слой старой краски металлической щеткой, очистить от пыли.
  3. Замазать сколы и трещинки на поверхности, используя заделку для бетона (герметик, шпатлевку или затирочную смесь).
  4. Обезжирить дорожку составом для выведения пятен.
  5. Покрыть бетонную поверхность грунтовкой в 2 слоя. Первый слой должен полностью просохнуть, и только после этого можно наносить второй.
  6. Окрасить высохшую поверхность краской. Колеровать можно в несколько слоев для насыщенности цвета, но при этом стоит учесть, что интервал между нанесением слоев должен составлять не менее 12 часов. Это время, необходимое для полного схватывания краски с поверхностью и ее высыхания.

Чтобы стойкость цвета держалась как можно дольше, рекомендуют окрашивать дорожку проникающими смесями с пигментными добавками.

Окрашивать бетон рекомендуется полиакриловыми красками, предназначенными для наружных работ: они отличаются водоотталкивающими свойствами и паропроницаемостью, бетон может «дышать» и будет защищен от разрушения влагой. Кроме того, полиакриловые смеси устойчивы к воздействию ультрафиолета и не подвержены царапинам.

При работе с краской можно использовать кисть, валик или распылитель, но следует учесть, что первые два инструмента дают большой расход материала, к тому же оставляя пузырьки воздуха и полосы, а распылитель может образовать потеки при передержке.

Использование форм и трафаретов

Трафареты и формы могут применяться при заливке раствора, и в этом случае устройство опалубочной конструкции не требуется.

Шаблон устанавливается в траншею, заливается бетонной смесью и разравнивается. Спустя 2-3 часа форму можно снимать и ждать полного застывания и набора марочной прочности уже без ограничителя. Такие дорожки являются сегментными и состоят из отдельных элементов.

Несмотря на скорость монтажа, элементы тоже необходимо периодически увлажнять водой до полного застывания бетона.

Штамповка

Выбирая штампы в магазине, следует руководствоваться жесткостью шаблона — чем плотнее материал, тем легче и быстрее будет проходить штамповка.

Этим способом можно имитировать укладку бутового камня, брусчатки, доски и различного стройматериала.

Другие способы

Не менее интересными и легкими вариантами декорирования являются следующие:

  1. Имитация плитняка. Для этой цели на поверхности бетона, который еще окончательно не застыл, наносятся прорези. Их можно будет заполнить либо затиркой, либо раствором бетона другого цвета. Рисунок на такой дорожке будет похож на укладку плитняка.
  2. Укладка мозаики. Сюда подойдет любой битый материал: осколки кафельной плитки различного цвета, битый кирпич, разноцветные камешки и галька, и даже старые пуговицы. Главное условие: вдавливать мелкие детали не слишком глубоко, проделывать утапливание элементов на не полностью застывшей поверхности.
  3. Создание узоров. Рельефные рисунки можно создать с помощью различных отпечатков при бетонировании дорожек. Это могут быть листья, мелкие и крупные ракушки, следы рук и ног.

Уход за дорожками из бетона

Как и любая другая конструкция, бетонная поверхность требует ухода. Помимо простой уборки мусора и загрязнений, бетонные тропки рекомендуется мыть из шланга, сметать пыль и грязь, вовремя удалять сорную траву, пробивающуюся через швы.

Для увеличения срока службы бетонную поверхность пропитывают гидроизоляционными составами, появляющиеся трещины заделывают затирочными смесями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: