Роспись по дереву: виды и особенности разных техник (+30 фото)

Техника росписи по дереву и ее особенности

Одним из старейших видов творчества и рисунка считается роспись по дереву. Данный способ декорирования был широко распространен на Руси, с помощью красок расписывали деревянные доски, оформляли панно, подносы и шкатулки. Чтобы научиться самостоятельно декорировать деревянные предметы, нужно лишь изучить основные техники росписи.

Основные виды росписи

Данный вид декоративно-прикладного искусства передавался из поколения в поколение. Взрослые вместе с детьми изображали оригинальные узоры по народным мотивам, которые позже обрамлялись в рамы. Популярным считалось декорирование с помощью росписи различных предметов интерьера. В таком виде дошло данное искусство до сегодняшних дней, когда декоративной росписью по дереву украшают мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

В качестве материала для работы мастера используют красящие составы разного назначения. По дереву можно рисовать гуашью, акрилом, акварелью и даже маслом. Изготовить самостоятельно красивую расписную доску для нарезки продуктов не составит труда даже ребенку: весь процесс состоит из подбора рисунка, его перевода на поверхность, постепенного разукрашивания. Немаловажным считается достигнуть правильного сочетания цветов, чтобы досочки выглядели гармонично.

Техники росписи бывают трех видов:

  • Хохлома – характеризуется черным фоном, а также желтым и красным цветами, где изображаются причудливые цветы.

  • Городецкая роспись – основные мотивы составляют рисунки, посвященные городским сценкам, былинам и цветочным композициям.

  • Мезенская роспись – вид рисования по дереву, основными сюжетами которого являются орнаменты и кони.

Чтобы научиться выполнять роспись по дереву, необходимо ознакомиться с основными приемами, о которых можно узнать в следующих разделах.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Самым удобным материалом для знакомства с народным творчеством и освоения техники являются акриловые краски. Они обладают достаточной густотой, их можно смешивать для достижения эффектного изображения. После росписи деревянной доски такими красками покрывать поверхность лаком необязательно, потому как акрил создает прочную защитную пленку.

Для работы потребуется:

  • разделочная кухонная доска с гладкой плоскостью;
  • указанные краски необходимых цветов;
  • кисточки;
  • трафареты для росписи.

Выбирайте качественные художественные акриловые краски, которые имеют достаточную густоту – именно так рисунок будет насыщенным.

Поверхность доски должна быть ровной, если на ней имеются выступы – рекомендуется применить наждачную бумагу и зашлифовать плоскость дерева . После этого мастера рекомендуют пропитать основу белым акрилом для того, чтобы последующие эскизы ровно легли на доску. Пока заготовка будет сохнуть, необходимо перевести рисунок на дерево, как это сделать можно узнать в последнем разделе данного материала.

Особенность полученных после росписи изделий в том, что они обладают ярким и насыщенным цветом. Начинать расписывать доску необходимо с крупных элементов рисунка, постепенно переходя к более мелким деталям. Чтобы выделить отдельные детали изображения, раскрасим их тонкой кистью черным или белым цветом.

После рисования по дереву акриловыми красками изделие необходимо тщательно просушить. Следующим этапом станет лакировка доски, если предполагается дальнейшее применение изделия по назначению. Если готовый результат будет выполнять только декоративную функцию, то покрывать лаком доску не нужно — роспись акриловыми красками будет самостоятельно держаться на дереве.

На видео: роспись разделочной доски акриловыми красками.

Роспись дерева акварелью и ее особенности

Технология росписи деревянных оснований акварелью подразумевает быстрое нанесение краски на поверхность. Некоторые утверждают, что акварель совсем непригодная для таких покрытий, потому как обильное намокание дерева приводит к его порче. Исправить ситуацию и научиться правильно делать роспись по дереву акварелью можно – необходимо всего лишь подобрать грамотную технику.

Для начинающих роспись акварельными красками не должна быть сложной процедурой, потренироваться можно на деревянных заготовках в виде матрешек. После перевода рисунка необходимо провести 1 раз мокрой кистью по тому участку заготовки, который нужно разукрасить. Делается это для лучшего сцепления краски. Поэтапно сначала разрисовывают большие участки, после чего придают цвета деталям.

Использование акварели по дереву имеет ряд особенностей:

  • способность создавать легкие и воздушные изображения, оснащая их тенями и цветовыми переходами;
  • отсутствие рельефности мазка, чего не скажешь про раскрашивание деревянных оснований акрилом или масляными красками;
  • нарисованное на дереве акварелью лицо наиболее точно правдиво передает оттенки;
  • возможность смешивания акварели с другими видами красок для росписи по дереву.

Готовое изделие можно покрыть прозрачным лаком. Акварелью также украшают фоны на панно, ведь данная краска – пигмент, разбавленный водой, который наиболее оптимально подходит для больших участков.

Гуашь для росписи как альтернатива

Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.

Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:

  1. Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
  2. Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
  3. Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
  4. Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
  5. Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.

Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.

Наносить лак на готовое изделие необходимо в несколько слоев, но после полного высыхания предыдущего слоя. Кухня – место, где постоянно воздействует влага, поэтому данный этап считается обязательным.

Методы перевода рисунка на основу

Некоторые любители рисовать по дереву только с опытом начинают самостоятельно изображать картинки на дереве. Начинающим такое занятие не под силу, поэтому встает вопрос, какие существуют способы перевести картинку на деревянную основу? О них подробнее можно узнать ниже:

  • Копирка. Данный метод считается самым простым – для него необходимо наличие обычной темной или (в случае черной основы) белой копирки. Распечатанный лист накладывается на копирку, под которой размещена заготовка из дерева. С помощью ручки, рисунок обводят по контуру полностью. В итоге на заготовке образуется изображение, которое можно разрисовать. Полученное расписанное изделие отличается аккуратностью.
Читайте также:
Саморезы для профлиста по металлу

  • Калька. Чтобы роспись имела красивые границы, можно воспользоваться калькой. Для этого ее накладывают на подготовленный рисунок и обводят его по контурам. Далее лист переворачивают и обильно натирают графитом. После этого кальку накладывают на дерево и острым предметом обводят изображение. С помощью такого метода реально нарисовать даже самые сложные узоры.

  • Мыло. Способ аналогичен предыдущему, однако хорош, когда шаблоны для росписи переводятся на черную поверхность. Необходимо повторить те же операции, только натереть кальку не графитом, а мылом.

Для оттачивания мастерства специалисты рекомендуют использовать разные техники росписи на дереве. Неплохо рисовать и на бывшей деревянной основе под поднос, на шкатулке или других вещах. Полученные изделия можно дарить в подарок или украшать ими дом.

Мастер-классы по росписи дерева (2 видео)

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

  • Семеновская резьба по дереву, или Новое — это хорошо забытое старое
  • Свисти — и деньги будут!
  • Старинные ремесла: 5 мест на карте России

Три мира узоров. Мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Читайте также:
Скрипит межкомнатная дверь, также новая после установки: почему это бывает, что делать, если проблема в уплотнителе, как устранить дефект в ручке, чем смазать петли?

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Живут и дышат – многообразие русских видов росписи по дереву. Почему старинные промыслы возрождаются, чем они интересны

Хохлома давно стала столпом русской росписи. С этим трудно спорить, вот только видов росписи талантливый русский народ породил много больше, и они заслуживают не меньшего внимания. Какие виды росписи по дереву стали достоянием народного искусства? Почему хохлома известнее, чем, например, пермогорская роспись? Почему эти художественные направления на самом деле интересно изучать? И что нужно для того, чтобы освоить один из видов русской росписи? Ответы ищите здесь.

Мезенская

Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.

Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:

  1. Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
  2. Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
  3. Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
  4. Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
  5. Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
  6. Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
  7. Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью компании «Беломорские узоры». Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.
Читайте также:
Покраска фасада дома – какой краской красить фасад?

Городецкая

Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).

5 главных тезисов – городецкая роспись:

  1. Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
  2. Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
  3. Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
  4. Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
  5. Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.

Хохлома

Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.

Что нужно знать о хохломе:

  1. Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
  2. Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
  3. Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
  4. В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
  5. Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
  6. Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
  7. Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.

Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.

Прикамская

В старину этой росписью декорировали стены домов, двери и мебель. На светло-оранжевом фоне в красном цвете изображали анималистичные и растительные мотивы. Название промысла связано с территорией, что прилегает к реке Кама в Пермском крае.

Все рисунки прикамского промысла – это те же сакрализованные пожелания счастья и благополучия, достатка в семье. В сам термин «прикамская роспись» входит два десятка техник.

Основные мотивы промысла:

  • вазоны с пышными цветами;
  • птицы и животные;
  • кусты с плодами;
  • сюжетные сцены с людьми.

Попробовать прикамскую роспись по дереву можно гуашью, акрилом. Подходящие для декорирования поверхности – шкатулки, доски, хлебницы, короба, деревянные игрушки.

Северодвинская

Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.

Борецкая роспись

Что нужно знать об этом направлении:

  • сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
  • в основном ею декорировались прялки;
  • вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
  • северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.

Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.

Пермогорская

Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.

Особенности техники:

  • птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
  • посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
  • бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
  • приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
  • продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
  • цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.

Урало-сибирская

Один из видов свободной кистевой росписи по дереву масляными красками этоУрало-сибирская роспись . Отличает ее особая техника – разбел, когда на края плоской кисточки в один захват с белилами берется цветная краска.

Читайте также:
Полезные вещи своими руками из подручных материалов с фото и видео

Особенности промысла:

  • небольшое количество цветов – лишь один для всей зелени, лишь один для всех цветов, цвета обычно контрастируют фону;
  • традиционно расписывали окрашенную древесину;
  • разметку делали пальцами без эскиза, отпечатывали пятнами главных цветов расположение будущих листьев и бутонов;
  • благодаря двухцветному мазку создавался мягкий переход от цвета к цвету;
  • завершали роспись графичные черные приписки, чтобы все элементы композиции связывались с фоном.

Особенно привлекательна эта роспись в интерьере и экстерьере домов – там ее лаконичность, собранность, четкость в выборе цветов максимально раскрываются. И даже в современном интерьере она может стать интересным акцентом. Начать можно с декорирования белого подноса урало-сибирскими мотивами, а продолжить, к примеру, расписной книжной полкой.

Предлагаем вашему вниманию фильм об уральской росписи и художнике Надежде Елькиной.

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.

Владимирская роспись

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Шугозерская

Появилась она на территории современного Тихвинского района Ленинградской области. Считается возрожденным художественным промыслом. Рисовали на прялках, не отказывались от использования трафарета, вертикализировали растительный орнамент. На вершине веточки могла сидеть птица с ягодками в клюве.

Интересными находками были красные или синие прялки с геометрическим орнаментом – для крестьян они доступнее в ценовом смысле, но сегодня культурологи и этнографы считают их не менее интересными, чем яркие растительные росписи.

В 2018 году большой коллектив специалистов, преподавателей, музейных работников и инвесторов провел огромную исследовательскую работу. Ее цель – возродить местный промысел. А в апреле 2019 года появилось предприятие ООО «Шугозерская роспись». Сегодня создается творческая мастерская, которая продолжит традиции достойного художественного направления предков.

Очевидно, что интерес к русским росписям растет. Оказывается, что и узоры, и мотивы, и цветовое решение нельзя назвать старым, неактуальным. Оно может стать изящным принтом на модной одежде, украсить сумки и аксессуары для волос, ремни и обувь. Оно может превратиться в узор на салатнице или чайнике, который привнесет приятный национальный колорит в космополитичную белую кухню. Таких решений, осмыслений древних промыслов в сегодняшнем дне очень много. И это не может не радовать.

Как стильно и красиво расписать деревянные поверхности

Издавна наши предки рисовали на деревянных поверхностях разнообразные узоры. Ведь роспись по дереву великолепно смотрится и на деревенском наличнике, и на кухонной деревянной утвари, уместна она и в интерьере жилых помещений.

Возможно, кто-то захотел бы сам попробовать украсить свое жилье расписными предметами обихода, но не знает, с чего начать, что для этого нужно. Для этого нужно, кроме кистей и красок, совсем немного – большинство из необходимых вещей можно обнаружить у себя дома.

Подготавливаем все для работы

Прежде чем приступить к созданию художественного шедевра, нужно заранее приготовить все, что может пригодиться в процессе работы:

  • заготовки (любой предмет из дерева, который планируется сделать красивым и уникальным);
  • мягкий карандаш;
  • ластик;
  • наждачную бумагу различной зернистости;
  • бумажные листы (для тех, кто работает по эскизам);
  • набор кисточек различной толщины;
  • палитру;
  • шаблоны (для не умеющих рисовать);
  • краску;
  • грунтовку;
  • прозрачный лак (готовый узор желательно покрыть лаком, чтобы он меньше повреждался);
  • емкость для жидкостей (для воды или растворителя, в зависимости от красящего вещества).

Грунтовка по дереву подбирается в соответствии с типом краски, а вот к выбору краски нужно отнестись серьезно.

Особенности красящих материалов

Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:

  • гуашевые;
  • акварельные;
  • акриловые;
  • анилиновые;
  • масляные.

Гуашевые

По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:

  • легко наноситься на поверхность;
  • после высыхания не стираться, не растрескиваться.

Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.

Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.

Акварельные

Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:

  • ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
  • после высыхания прочно держаться.

Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.

Акриловые

Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.

Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.

Масляные

Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.

Читайте также:
Почему нельзя открывать окна, когда клеишь обои: причины, как устранить дефекты и пузыри

Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:

  • дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
  • прочные, после высыхания их удалить невозможно.

Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.

Анилиновые

Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:

  1. Ими легко рисовать.
  2. С ними можно получить множество красивых оттенков.
  3. Стоят недорого.

Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.

Готовимся расписывать

Прежде чем наносить красивые узоры, основу необходимо подготовить. Для этого надо выполнить следующие действия:

  • зачистить «шкуркой», постепенно меняя от более крупной к более мелкой, основу до гладкости;
  • покрыть поверхность грунтовкой по дереву, соответствующей применяемой краске;
  • дождаться высыхания грунта и нанести цветовую основу, выкрасив изделие нужным цветом.

После высыхания цветовой основы, возможно нанесение рисунка по любой технологии.

Как сделать рисунок

В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:

  • точечную;
  • с использованием трафарета;
  • рисунка по эскизам.

Трафаретный метод

Рисунок с использованием шаблона является самым простым: для этого нужно только положить трафарет на поверхность, обвести мягким карандашом, и можно раскрашивать. Трафарет можно сделать самостоятельно, скопировав любую понравившуюся картинку или попросив сделать шаблон знакомого художника.

Точечный метод

Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.

Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.

Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.

По эскизам

Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать). Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество.

Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.

Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.

Роспись по дереву – описание разных видов, что нужно подготовить для работы и как ее выполнять?

Все фото из статьи

Роспись по дереву – это достаточно старая, но все еще вполне актуальная техника изготовления декоративных объектов, которая используется в том числе и в интерьерных работах. Для освоения данной методики не требуются особые навыки (впрочем, чем лучше вы рисуете, тем лучше будет результат), так что наша статья будет полезна не только опытным мастерам, но и новичкам.


Раскрасить деревянную заготовку, чтобы получить красивый сувенир, сможет почти любой!

Виды росписи по дереву

В современном мире присутствуют разные техники нанесения изображений на деревянные поверхности. Многие из них имеют несколько подвидов в зависимости от типа используемого орнамента. Этот вид искусства передавался из поколения в поколение. Живопись по дереву может быть таких видов:

  • хохломской;
  • мезерной;
  • городецкой.
  • волховской;
  • вологодской;
  • онежской;
  • северодвинской;
  • пучужской и других.

Волховская роспись по дереву

Один из самых известных стилей, образовавшийся в Петербурге и распространившийся по берегам Волхова. На этапе появления роспись не отличалась красочными оттенками, так как выполнялась сажей с добавлением береговой глины. Данная роспись по дереву выделяется:

  1. Отличительной особенностью волховской техники стал красивый мазок с переходами от одного оттенка к другому. Его сущность заключается в нанесении пятна одновременно двумя цветами.
  2. Для техники характерны яркие цвета с преобладанием красного оттенка. Роспись досок в такой манере сделает их украшением любой кухни.
  3. Современный вариант выполняется разными красками в свободной кистевой манере. Технику можно встретить при декорировании многочисленных изделий.

Вологодская роспись по дереву

Истоки этого вида относят к допетровскому времени. Вологодская роспись одна из самых красочных по цвету, при этом насыщенная большим количеством элементов в орнаменте. Привлекательной особенностью является декоративность. Выделяется техника следующими деталями:

  1. Основные мотивы этой росписи по дереву: невероятные растения с диковинными листьями, лепестками цветов и плодами, гордые птицы на ветках и растительные узоры.
  2. На золотом фоне изображают растительный мотив в красно-черном исполнении.
  3. Различают два стиля нанесения картины: графический и свободно-кистевой. Для первого наносится предварительный контур, а второй пишется по «чистому» изделию.

Онежская роспись по дереву

Появилось это направление на территории западных районов Архангельской области. Первоначально данному виду росписи свойственен синий или зеленый фон. При этом основой украшения был цветочный узор в виде растянутого букета, который раскинулся на плоскости. Современный вариант онежской росписи по дереву имеет следующие особенности:

  1. Крупномасштабность письма при свободной кистевой манере.
  2. Роспись деревянных тарелок и других изделий создается на синем, голубом, коричневом или темно-зеленом фоне.
  3. В основе рисунка используется красный, белый, желтый, зеленый и черный оттенки.
  4. Главный мотив – цветочный узор, но помимо этого изображают яблоки с лепестками и птицы.
  5. Не требуется точно соблюдать симметрию.
Читайте также:
Натяжные потолки в сочетании с гипсокартоном

Северодвинская роспись по дереву

На северо-западе России издавна делали деревянную посуду, игрушки, орудия труда и мебель. С 19 века подобное искусство превратилось в семейное дело, а тонкости стиля передавались между поколениями. Данный стиль часто называют «сельский ренессанс» за яркость цвета и живописность. Рисунок начинается с черного контура, а затем его заполняются яркими красками. Северодвинская роспись наделена такими особенностями:

  1. Использование таких оттенков: красный, черный, зеленый, голубой и желтый.
  2. Основные мотивы – растительные побеги, трилистники и мелкий узор на белом фоне.
  3. Вольные и размашистые движения кистью.
  4. Отсутствие предварительного наброска.

Пучужская роспись по дереву

Появилось это направление в конце 18 века. Отличалось оно нарядностью благодаря тому, что на белом фоне рисовали красными красками. Характерный для всех видов северной техники трилистник имеет свой вариант – загнутую к стеблю нижнюю часть листика и верхнюю, которая переходит в круглую ягоду. Пучужская роспись имеет следующие особенности:

  1. Основные мотивы – стилизованные узоры, орнаменты, бордюры. Разные части растений и целые кусты переплетаются, создавая при этом декоративный и нарядный ковер.
  2. Главные цвета: красный, зеленый, синий и желтый.

Пермогорская роспись по дереву

Появился этот вид в городе расположенном у горы Северной Двины. Узоры удивляют затейливостью композиций и при этом простотой рисунка. Изделия с такой росписью выделяются на фоне других оригинальными деталями. Техника несла красоту, указывая заодно на моральные устои крестьянской семьи. Пермогорская роспись наделена такими особенностями:

  1. Основной мотив – растительный узор. На побегах располагаются трехлопастные листья с острыми концами, тюльпановидные цветы. Среди них порхают нарядные сказочные птицы.
  2. Роспись по дереву начинается с нанесения пером черного контура, который в дальнейшем наполняется цветом.
  3. Преобладающие оттенки: белый фон с красный узором. К дополнительным цветам можно отнести желтый и зеленый.
  4. Пермогорская роспись изобилует сопроводительными надписями больше других техник.

Петриковская роспись по дереву

Данная художественная техника появилась в 19 веке и до сих пор остается визитной карточкой Украины. Изначально это был вид настенной живописи. Мастера всегда рисовали только кистями из кошачьей шерсти. Они мягкие, легко набирают краску и реагируют на любое движение руки, выводя тонкие линии и ажурные узоры. Петриковская роспись выделяется следующими характеристиками:

  1. Изображения наносятся с помощью шаблонов.
  2. Классический рисунок петриковской росписи – петух. Встретить его можно так же часто, как калину и подсолнухи.
  3. В большинстве случаев композиция представлена цветочными узорами и изображениями ягод.
  4. Основными элементами считается: луковички, переходной мазок, ягоды.
  5. Изображение наносится без предварительного контура.

Ракульская роспись по дереву

Это один из видов народных промыслов Архангельской области. Данная роспись по дереву выделяется техникой, имеющей четкую структуру и схему. Ее элементы многочисленны и включают капельки, усики, брызги и завитки, которые украшают изображение. Ракульская роспись по дереву отличает многоцветностью, но при этом не является яркой. Она имеет следующие отличия:

  1. Орнамент состоит из растений-лиан, которые имеют крупные листья, крепящиеся к стеблю.
  2. Отличительная особенность – подчеркивание всех элементов тонкой линией черного оттенка.
  3. Мотивы росписи по дереву: растительный орнамент большого размера и стилизованные изображения птиц, вырастающих из горки-треугольника.
  4. Основные цвета: золотистый, черный, бордовый, зеленый, голубой и коричнево-красный.
  5. Ракульская живопись относится к графическому типу.

Прикамская роспись по дереву

Название происходит от территории, прилегающей к реке Кама в Пермском крае. Изначально такой росписью украшали стены домов, двери и мебель. Все рисунки являлись символическим пожеланием счастья, достатка и благополучия в семье. Понятие «прикамская роспись» включает более 20-ти видов техник нанесения изображения по дереву. Ее основные мотивы:

  • вазоны с пышными цветами;
  • кусты с плодами;
  • животные и птицы;
  • люди в сюжетных сценах.

Борецкая роспись по дереву

Представляет собой один из видов русского народного промысла известный уже на протяжении трех столетий. Элементы техники наделены геометрическим характером. В старину была распространена техника в иконописной манере. Со временем она слегка изменилась, но главные мотивы остались прежними. Борецкая роспись имеет следующие отличительные характеристики:

  1. Основные мотивы: «дерево жизни», жанровые сценки из народной жизни, растительные элементы.
  2. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, треугольников и капелек.
  3. Используемые цвета: красный, зеленый, оранжевый, синий, желтый, коричневый.
  4. Все элементы для четкости и выразительности обводятся тонкой линией черного оттенка.

Обвинская роспись по дереву

Яркое и самобытное явление в народном творчестве Урала. По мере развития обвинская роспись менялась от живописной к графической, а ее гамма от глубоких оранжевых, синих, коричневых оттенков к желтому, зеленому, голубому. Данная техника выделяется следующими характеристиками:

  1. Главный узор – обвинская роза из восьми лепестков, расположенная в центре как символ солнца и жизни. Она отделяется от другого рисунка рядами точек, черточек и кружочков.
  2. Характерные цвета: темно-зеленый, голубой и синий, сочетающиеся с теплыми оттенками мелких деталей.
  3. Роспись акриловыми красками по дереву помогает создать рисунок в живописной манере письма, когда не высохшие краски перемешиваются, создавая мягкие переходы от оттенка к оттенку.

Хохломская роспись по дереву

Зародилась техника в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. В настоящее время хохлома переживает новый этап. Данная роспись шкатулки или других предметов имеет такие особенности:

  1. Традиционные элемент: рябина, земляника, веточки и цветы. Помимо этого встречаются представители фауны.
  2. Главная гамма оттенков: золотой, красный и черный. Как дополнительные цвета используются желтый и зеленый.
  3. Данная роспись по дереву – это золоченый рисунок получается благодаря нанесению серебра с маслом и последующего запечатывания их высокой температурой.
  4. Основные черты – фон черного или желтого оттенка с изображением причудливых цветочных композиций.
  5. Рисунок наносится без предварительной разметки.
  6. Свободная кистевая манера позволяет работать сразу в двух ключевых направлениях: фоновой росписи и верховой композиции.
Читайте также:
Музыкальный центр с радио: популярные модели

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:


Профессиональный художественный акрил

Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной.


Темперные краски в тубах

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты


Справиться с задачей без подходящего набора инструментов невозможно

Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.

Обратите внимание! Шпатлевку для работ по дереву можно купить в готовом виде, а можно изготовить своими руками, смешав клей ПВА, мелкие древесные опилки и масляную краску нужного оттенка. Желательно, чтобы шпатлёвка была как минимум не темнее основной детали, поскольку в таком случае придется тратить время и силы на маскировку темного пятна.

  • Водные, спиртовые или масляные морилки.
  • Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
  • Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).

Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:


Нам понадобятся кисти разной формы и размера

  • Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.

Обратите внимание! Если ранее вы не занимались ни росписью, ни рисованием вообще, то пробовать свои силы можно и синтетическими кистями. Качество у них не ахти, но и стоимость вполне бюджетная.

  • Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
  • Валики – для обработки больших поверхностей.


Для работ по трафарету можно использовать валики

  • Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.


Пример использования трафарета

Среди вспомогательных предметов можно выделить:

  • Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
  • Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
  • Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
  • Баночки с водой – для мытья кистей и разведения краски.

Обратите внимание! При работе с художественным акрилом на спиртовой основе вместо воды специалисты рекомендуют использовать смесь водки с водой (1:1). Применение такой смеси позволяет наносить акриловые краски ровно, без разводов и обтекания.

Что нужно для росписи?

Перед началом нанесения рисунка рекомендуется заранее подготовить инструменты и заготовку. Художественная роспись проводится с использованием следующих предметов:

  • деревянной заготовки;
  • мягкого карандаша;
  • ластика;
  • наждачной бумаги разной зернистости;
  • бумажных листов;
  • набора кистей;
  • палитры красок;
  • шаблонов;
  • грунтовки;
  • прозрачного лака;
  • емкостей для жидкостей.

Краски для росписи по дереву

Выбор нужно делать внимательно, ведь от этого напрямую зависит окончательный результат работы. Практиковать рисование по дереву рекомендуется, используя традиционные материалы. Роспись можно сделать следующими видами красок:

  1. Гуашь
    . Используется для создания простых орнаментов, поскольку краска может растекаться.
  2. Акварель
    . Важно соблюдать правила нанесения, чтобы заготовка не разбухла.
  3. Темперные
    . Используют их в художественной росписи по дереву категории «люкс», чтобы получить рисунок высокого уровня.
  4. Акриловые
    . Самый удобный вариант для новичков благодаря плотной структуре и легкости нанесения.
  5. Масляные
    . Рекомендуется использовать только опытным художникам.
  6. Анилиновые
    . Бюджетный вариант. С помощью такой краски часто проводят роспись шкатулки, сувениров и браслетов.

Кисти для росписи по дереву

Для работы используют натуральные и синтетические варианты. Идеальная кисть по форме волосков должна напоминать каплю, семечко или пламя свечи. Волоски должны быть аккуратно подобранными и представлены в большом количестве. Роспись на дереве проводят с помощью следующих кистей:

Ремонт деревянной лестницы. Реставрация лакокрасочного покрытия. Заделка глубоких царапин и сколов поверхности ступеней. Ремонт сбитых краев и поврежденных ступеней. Устранение скрипа

Тема этой статьи — ремонт деревянных лестниц. Мы рассмотрим типичные проблемы этих конструкций и укажем пути их устранения. Итак, в путь.

Дерево — не самый долговечный материал. Рано или поздно сделанная из него лестница потребует ремонта.

Когда нужен ремонт

Будем реалистами: старую ветхую лестницу, косоуры или тетивы которой источены жучками или просто прогнили, чинить бесполезно. В таких случаях единственное разумное решение — полная замена всей конструкции.

Однако ряд проблем вполне можно решить без радикальных мер и малой кровью. Все-таки цена готовой элитной лестницы из массива благородных пород начинается от сотни тысяч рублей; столь значительные затраты может позволить себе не каждый владелец старого дома.

Читайте также:
Причины неисправностей кондиционера и их устранение своими руками

Какие именно дефекты могут быть устранены своими руками с небольшими затратами?

  • Полное или частичное повреждение слоя лака или краски.
  • Царапины и сколы на поверхности ступеней, балясин и поручней.
  • Сбитые углы ступеней.
  • Расколотые или прогнившие ступени.
  • Скрип.

Элитные лестницы: красота, которая стоит уплаченных за нее денег

Стоит уточнить: если прогнила хотя бы одна ступень, стоит внимательно изучить несущие элементы лестницы. Древесина одного возраста, с одинаковой обработкой и в пределах одной конструкции редко разительно отличается состоянием.

Проблемы и решения

Какими способами может выполняться ремонт лестниц в доме в каждом конкретном случае?

Износ лакокрасочного покрытия

Что делать, если чистовое покрытие деревянной лестницы пришло в негодность? Вот инструкция по его полному обновлению.

  1. Если ступеньки окантованы уголком или порожком — снимите его. Не исключено, что старые шурупы придется высверлить.
  2. Вооружившись строительным феном и стальным шпателем, удалите основной слой покрытия с горизонтальных поверхностей ступенек (проступей). Практически все типы красок и лаков при нагреве до 150-250 градусов становятся пластичными и легко снимаются с плоскостей.

Разумеется, лучше начать с эксперимента на небольшом участке поверхности; кроме того, работать придется при открытых настежь окнах: разогретое покрытие будет пахнуть отнюдь не розами.

Удаление старого покрытия феном и шпателем.

  1. Затем наступает очередь шлифмашинки. Лучше последовательно воспользоваться наждачной бумагой с зерном 40, 80 и 120: на выходе вы получите ступени с идеальной поверхностью. Для наших нужд вполне подойдет недорогая вибро-шлифовальная машинка.
  2. Плоскости тыльной стороны ступенек, поручней и косоуров можно обработать той же шлифмашинкой — мелким наждаком в один проход. Наша задача — сделать их поверхность шершавой, подготовить к повторной лакировке или покраске. Балясины, пространство между ними и все неровные поверхности шлифуются вручную.
  3. Зачищенные до дерева ступени обрабатываются содержащим хлор отбеливателем (в самом простом варианте — обычной Белизной); затем — антисептическим грунтом.
  4. Следующий этап после просушки грунта — нанесение чистового покрытия на подготовленную поверхность, попросту говоря, покраска деревянной лестницы.

Здесь действует несколько правил:

  • Если ступеньки нами зачищены до дерева, то на них может использоваться любой тип покрытия. Там же, где старый лак или краска лишь поверхностно зашлифованы, основа нового покрытия должна быть такой же: по нитроцеллюлозному лаку используется НЦ, по алкидной эмали — алкидная эмаль и т.д.
  • Если состав старого покрытия неизвестен, поставьте эксперимент на небольшом малозаметном участке: после просушки новое покрытие не должно пузыриться или отслаиваться.
  • После нанесения и просушки первого слоя по голому дереву обязательна шлифовка бумагой-нулевкой. Лак или краска поднимут ворс, сделав поверхность шершавой.
  • Нельзя красить и лакировать дерево в пыльном помещении: осевшая пыль безнадежно испортит его.

Покраска деревянной лестницы: от выбора состава до финишной обработки

Глубокие царапины и сколы поверхности ступеней

Здесь возможны два бюджетных решения:

  1. Поверхность шлифуется до дерева, шпаклюется и оклеивается шпоном. Сверху наносится 5-7 слоев полиуретанового паркетного лака: он создаст крайне прочный защитный слой. Разумеется, как минимум после нанесения первого слоя поверхность шлифуется мелким наждаком.
  2. Более простой ремонт лестничных маршей может заключаться в укладке на проступи ковролина. Края выкроенной по размеру циновки фиксируются по периметру алюминиевым декоративным порожком.

Сбитые края

Что делать, если края ступени сколоты или истерты за много лет пользования? Простейшее решение — окантовка декоративным алюминиевым уголком. В продаже можно найти неимоверное количество его форм и размеров; подобрать изделие, подходящее именно для вашего случая, будет несложно.

Совет: при сильном износе поверх ступени может быть уложен выкроенный по размеру лист толстой (12-18 мм) фанеры. При необходимости полость под ним задувается монтажной пеной (обязательно с пригрузом на время сушки, иначе пена поднимет накладку). Край опять-таки окантовывается алюминиевым профилем.

Поврежденные ступени

Если ступень расколота на несколько кусков или безнадежно прогнила — поможет только ее замена. Способ для ступени, врезанной в две тетивы, выглядит так:

  1. Остатки ступени обрезаются максимально близко к тетивам электролобзиком или ручной ножовкой.
  2. Остатки ступени вырубаются из паза стамеской. Если она посажена на клей, можно сделать горизонтальные запилы вверху и внизу паза.
  3. Новая ступенька садится на любой эластичный клей для дерева.

Скрип

Если исключить очевидный вариант с полной разборкой лестницы и повторной сборкой на клею — решений остается немного.

Простейший способ борьбы со скрипом выглядит так:

  1. Между проступью и тем, на что она опирается (низ паза тетивы или подступенок) вгоняются клинья. Разумеется, без избыточных усилий: дерево легко расколоть.
  2. Щель заполняется акриловым герметиком.
  3. После того, как герметик схватится, клинья убирают.

Герметик уплотнит соединение проступи с подступенком.

Полезные мелочи

  • Во многих сталинках 30-х — 40-х годов постройки лестничные площадки и ступени были деревянными. Там, где есть хоть какие-то признаки ветхости, ремонт лестничных клеток должен сопровождаться полной заменой всего настила. В идеале — на лиственницу: она лучше других пород древесины противостоит гниению.
  • Ремонт наружных пожарных лестниц, независимо от того, вертикальные они или маршевые, выполняется только сталью и только с использованием сварки. Ремонт пожарных лестниц с использованием любых горючих материалов — неимоверно глупая затея, идущая вразрез с действующими правилами пожарной безопасности.
  • Наиболее безопасная, эффективная и дешевая пропитка для защиты ступенек от влаги при реставрации деревянной лестницы- обычная олифа. Единственный ее серьезный недостаток — долгая (2-5 дней) сушка каждого слоя.

Реставрация деревянной лестницы: нюансы работ в подробностях

Вывод

Ремонт деревянных лестниц вполне возможен и не представляет особых проблем, даже если вы не располагаете большим опытом столярных работ. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Реставрация деревянной лестницы своими руками

Как реставрировать лестницу из дерева своими руками

Как любой натуральный материал, дерево подвержено влиянию окружающей среды. Поэтому изделия из этого материала требуют особого ухода. Возьмем, к примеру, деревянную лестницу. Постоянное хождение вверх и вниз не проходит бесследно: остаются царапины, потертости, появляются вмятины. Мы покажем и расскажем, как вернуть вашей лестнице былой блеск.

Самое главное — правильно выбрать шлифовальную машину. Ленточная шлифовальная машина. виброшлифовальная машина, дельташлифмашина или шлифовальная машина с эксцентриковым кругом? С нашей точки зрения, эксцентриковая шлифмашина позволяет получить наилучший и самый быстрый результат при обработке поверхности лестницы.

Читайте также:
Почему нельзя открывать окна, когда клеишь обои: причины, как устранить дефекты и пузыри

И хотя у ленточной шлифовальной машины более высокая производительность при снятии верхнего поврежденного слоя, при работе с ней нужен определенный навык. Для обработки углов мы рекомендуем

Для получения лучшего результата перед нанесением лака на поверхность дерева ее следует увлажнить. В результате прижатые шлифовкой тонкие волокна древесины вновь поднимутся. Еще одна чистовая шлифовка удалит их, и поверхность станет зеркально гладкой.

Подготовка поверхности лестницы к ремонту

Для успешной шлифовки вам потребуется три вида зернистости шлифовального полотна: № 40 служит для аккуратного удаления слоев старого лака, царапин и плоских вмятин, № 100 устранит следы грубой шлифовки, а № 180 подготовит поверхность к покрытию лаком.

Реставрация лестницы – мастер класс

1. Шлифовальная машина с эксцентриковым кругом лучше всего подходит для удаления остатков лака. Начинать обработку следует с зернистости 40.

2. Тарельчатые шлифовальные круги всегда должны очень точно располагаться на подошве. Иначе края шлифовального круга быстро придут в негодность.

3. Шлифовальную машину следует равномерно вести по поверхности с небольшим нажимом.

4. Остатки лака на кромках можно удалить при помощи шлифовальной колодки и наждачной бумаги с такой же зернистостью.

5. Стойки шлифуют шлифовальной колодкой, особенно кромки. Работать всегда следует в направлении волокон древесины.

6. После работы лестницу следует очистить от пыли. Для участков между проступью и тетивой лучше всего использовать хлопчатобумажную ткань.

Покрытие ступеней лаком

Матовый лак для лестниц обеспечивает ступеням высокую устойчивость к истиранию и надежную защиту от сырости. Ступени следует покрыть лаком минимум дважды, а с верхней стороны лучше всего трижды.

Лакируем ступеньки лестницы – ход работы

1. Для чистовой шлифовки кромок лестницы перед покрытием лаком следует использовать шлифовальное сукно, чтобы не слишком сильно скруглять кромки.

2. Еще раз тщательно очистить лестницу от пыли тряпкой. При этом следует начинать с верхней ступени.

3. Проступи увлажнить тряпкой — влажной должна быть вся поверхность. Дать поверхности высохнуть и отшлифовать наждачной бумагой с зернистостью 240.

4. Лак для покрытия лестницы перед нанесением необходимо хорошо перемешать, затем налить в поддон для краски.

5 Нанесение лака следует начать с кромок, которые основательно обрабатывают кистью. Лак следует распределять в направлении волокон древесины.

6. При нанесении лака кистью на кромки проступей тетивы следует закрыть широким шпателем.

7. На поверхности лак нанести велюровым валиком. При этом следует работать в двух направлениях, раскатывать лак необходимо в направлении волокон.

Обработка перил лестницы маслом

Для частей лестницы, которые не подвергаются существенной нагрузке, лучше всего подойдет обработка поверхности твердым маслом. Она сделает древесину более приятной на ощупь.

Обрабатываем лестницу маслом

1. Поручни перил обработать твердым маслом. Для этого использовать кисть, начать лучше с верхней стороны.

2. Затем перейти к боковым. Масло следует наносить очень тонким слоем, чтобы на поверхности дерева образовалась равномерная пленка.

3. Необходимо следить за тем, чтобы на краях не собирались капли и потеки. Их следует разровнять кистью.

4. Примерно через 10-15 минут полностью удалить тряпкой без ворса остатки масла, которые не впитались в дерево.

5. Этой же тряпкой следует втирать масло в поверхность дерева до получения сплошного матового блеска. Затем дать поверхностям просохнуть. После промежуточной шлифовки бумагой с зернистостью 240 нанести масло еще раз.

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

Ремонт деревянных лестниц

Деревянные лестницы, которыми обустраиваются многоэтажные частные дома, со временем могут изнашиваться, особенно если их интенсивно используют. После некоторого времени эксплуатации в конструкции могут появиться скрипы, шат поручней или другие проблемы. Реставрацию подъемных механизмов не стоит откладывать в долгий ящик, поскольку это может привести к небезопасному подъему или спуску. Ремонт деревянных лестниц займет немного времени, но после него конструкция снова будет надежно служить своим владельцам.

Что из себя представляет ремонт деревянных лестниц

Деревянные подъемные механизмы отличаются надежностью и устойчивостью. Но после частого использования в них могут появиться различного рода дефекты. Это может быть скрип при ходьбе по ступеням, шатание поручней или просто износ со временем. В любом случае конструкция требует ремонта, который позволит устранить появившиеся изъяны.
Некоторые неполадки в подъемном механизме можно устранить довольно легко, особенно если есть свободный доступ к внутренней его стороне. Но бывают случаи, когда ремонт конструкции может потребовать значительных усилий. Очень часто это случается из-за прогиба пола в том месте, где обустроено начало лестницы. Такая неприятность может потребовать даже демонтажа конструкции. Если игнорировать данную проблему, то это может привести к преждевременному разрушению лестницы, что может привести к травмированию людей.

Требования к проводимому ремонту

Любой мастер по ремонту деревянных лестниц знает, что устранять появившиеся дефекты в конструкции нужно по правилам. Это позволит не только быстро устранить изъяны, но и избежать лишних затрат. Есть несколько особенностей, соблюдение которых позволит правильно выполнить ремонт подъемного механизма.

  1. В сухие деревянные детали нельзя вбивать гвозди или саморезы. Это может привести к появлению трещин. Чтобы скрепить детали, необходимо предварительно просверлить отверстие и лишь тогда вкручивать саморез.
  2. Нельзя вкручивать шурупы в старые дырки. Это приведет к быстрому расшатыванию конструкции и в скором будущем снова понадобиться проводить ремонт.
  3. Если заменяются детали, которые приклеиваются к конструкции необходимо удалить все остатки старого клея. Новый слой клея к старому не прикрепится и его использование будет бесполезным.
  4. Новые детали должны быть изготовлены из качественной, хорошо высушенной древесины. В противном случае после высыхания могут появиться щели между деталями, что приведет к появлению скрипов или люфта.
Читайте также:
Натяжные потолки в сочетании с гипсокартоном

Когда нужно проводить реставрацию деревянной лестницы

Если монтаж деревянных лестниц был произведен правильно, то они могут длительное время прослужить своим владельцам, не требуя проведения каких-либо ремонтных работ. Но иногда даже после короткого времени эксплуатации в подъемном механизме могут возникнуть изъяны, наиболее распространенными из которых являются:

  1. скрип ступеней;
  2. болтание балясин;
  3. излом или износ проступи;
  4. проседание пола, служащего основанием конструкции.

В случае стирания краски или лака, которыми был обработан подъемный механизм, необходимо провести косметический ремонт. Но новая покраска деревянной лестницы проводится только после того, как будет удален старый слой лакокрасочного покрытия.

Как проводить реконструкцию своими руками

Вызов мастера по ремонту подъемных механизмов может обойтись в значительную сумму, даже если понадобиться устранить скрип ступеней или заменить простые элементы деревянных лестниц. По этой причине владельцы конструкций стараются устранить неполадки собственноручно. Это зачастую не представляет особой сложности, если иметь под рукой необходимые инструменты.

Ремонт ступеней

Чаще всего приходится производить ремонт ступени деревянной лестницы. Если появился скрип, необходимо обнаружить его причину. Иногда из-за усыхания деталей может появиться трение между ними, которое сопровождается скрипом. Чтобы устранить неприятность необходимо прикрепить ступень к подступенку при помощи шурупов или гвоздей. Если ступени неплотно размещены в пазах тетивы, то их можно укрепить при помощи специальных колышков, которые вгоняются с внутренней стороны конструкции.
При появлении сколов или изломов можно заменить часть ступени. Для этого поврежденную часть нужно аккуратно отпилить или удалить стамеской. После этого необходимо подыскать максимально подходящий по структуре материал, вырезать из него подходящий фрагмент и вклеить в нужное место. После этого необходимо зашпаклевать участок. После высыхания он шлифуется и закрашивается.

Смена балясин

Ремонт деревянной лестницы может заключаться в смене балясин. Чтобы заменить элемент необходимо разрезать его пополам и провернуть гаечным ключом. Поскольку балясины зачастую крепятся в проделанных в тетиве, ступенях или поручне пазах при помощи клея, такая манипуляция позволит разрушить соединение. После этого отверстия очищаются от остатков старого клея. В приготовленные пазы вставляется новая балясина, края которой предварительно обрабатываются клеем.

Укрепление основания лестницы

Если при эксплуатации лестницы наблюдается прогиб пола под ней, то ремонт может иметь определенные сложности. В некоторых случаях может потребоваться даже демонтаж подъемного механизма. Иногда спасти ситуацию помогает балка, которую можно разместить между полом и лестницей. Но если это не может быть выходом, придется разобрать конструкцию, укрепить пол и после этого монтировать лестницу по-новому.
Каждый владелец частного дома, в котором имеются соединения между уровнями, может произвести ремонт деревянной лестницы своими руками. Сделать реставрацию конструкции совсем несложно, главное проявить терпение и обнаружить причину появившихся неполадок. Своевременное устранение дефектов конструкции предупредит преждевременный выход ее из строя, и позволит значительно продлить срок ее эксплуатации.

Похожие новости

Комментарии (0)

Как отреставрировать деревянную лестницу своими руками?

Отреставрировать от чего? Какое старое покрытие—лак, краска? И чем собираетесь снова покрывать?Если в общем говорить и нет опыта, купите, или лучше возьмите в аренду строительный фен, он легко уберёт старое покрытие, даже с точёных балясин—не проблема. Главное, не перегревайте одно и то же место, чтобы древесина не обуглилась, долго придётся черноту эту выскабливать потом. Когда полностью счистите всё старое покрытие, берёте в руки шкурку, наждачную бумагу, не крупное зерно только, примерно с маркировкой 40—60 или мельче, но это уже для окончательной отделки. И начинаете всё шкурить тщательно. Далее подготовленную поверхность покрываете тем, на что денег хватит—от дорогущей пропитки до дешёвой морилки, если есть щели, трещины, сучки выпавшие—заделываете это безобразие либо цветной — в тон морилке-пропитке—шпаклёвкой, либо смесью мелких опилок с клеем ПВА( не самый эстетичный вариант). После высыхания снова шкурите и покрываете лаком паркетным, или любым износостойким. 3-4 слоя.

система выбрала этот ответ лучшим

в избранное ссылка отблагодарить

Если лестница служит несколько лет то со временем, она начинает скрипеть. Скрип получается в результате трения частей дерева.

Иногда достаточно подтянуть саморезы или заменить их на новые.

Если это действие скрип не устраняет, то можно сделать усиливающие рейки с обратной стороны, закрепив их теми же саморезами.

Если износ большой и появились зазоры, рекомендуется их выпилить и заменить новыми брусками, склеив новые и старые части между собой и закрепив теми же шурупами. Зазоры и трещины, которые останутся после ремонта, следует заполнить клеем, а потом покрасить или покрыть лаком.

Перила лестниц восстанавливают с помощью клея, заливая его в щели и скрепляя струбциной, пока не высохнет.

в избранное ссылка отблагодарить

Очень часто так бывает, что лестница в доме давно и хочется придать ей обновленный вид. Чтобы отреставрировать лестницу своими руками, надо сначала ее очистить, отполировать, затем нанести два слоя стекловидного покрытия на ступени и краску на контраманши (высоту ступеней) в два слоя.

Чтобы очистить ступени от прежнего покрытия, сначала их следует отмыть мыльным раствором, обработав ступеньки, носик у каждой ступеньки (кромку) и высоту каждой ступеньки, затем смыть простой водой мыльный раствор и дать просохнуть. Потом обработать каждую ступеньку лестницы, используя вибрирующую шлифовальную машину. Затем проработать ступеньки и перила наждачной бумагой. Если есть дефекты, можно зашпаклевать. Следом покрыть ступеньки стекловидным покрытием, а контраманши и перила — краской. На выступающую часть ступенек можно нанести маскировочную ленту, чтобы разделить участки покраски. Если ступеньками приходится пользоваться во время реставрации, поднимаясь по ним, то можно их покрасить через одну, а затем покрыть краской остальные.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: